Покатушка «К Авроре»
Покатушки Аврора, Большое Стремление, Калище, Систо-Палкино, Сойкино, Старое Гарьколово
Карта: http://maps.yandex.ru/-/CVv6zJMm
Трек для навигатора: http://www.gpsies.com/map.do?fileId=ktwdltwbvncwaled
Нитка маршрута: Калище (0) – Систо-Палкино (15) – Большое Стремление (32) – Сойкино (45) – Аврора (49) – Валяницы (55) – Старое Гарьколово (71) – Систо-Палкино (88) – Калище (104)
Введение
Многие не знают, что та Арора которая стоит в центре Петербурга на половину не настоящая. В 1984 году, во время ремонта, ее нижнюю часть (все что ниже палубы) отрезали и заменили на новую. Эту самую часть отбуксировали в сторону Соснового Бора и затопили рядом с берегом в качестве волнореза. Помимо этого, заменили многие машины и агрегаты. Так что Аврора утратила свою аутентичность, сегодня она на половину новодел. И вот мы решили прокатиться к затопленной половине крейсера.
Покатушка не сложная, но в паре мест будут трудные моменты. Дороги по большей части отличные. Правда, магазинов по пути мало. Мы немного торопились и ехали довольно быстро, если не спешить получится матрасно и не напряжно. Интересностей по пути не так много, зато сами места очень красивые и ехать одно удовольствие. Сложность 5 баллов из 10.
Покатушка состоялась 27 сентября 2014 года. Участвовало 4 человека: я, Женя, Коля и Руслан. Погода стояла отличная, светило солнце было тепло и не жарко. Единственная погодная неприятность, это сильный встречный ветер первые 20 километров пути. Зато на обратной дороге он дул нам в спину почти 40 километров и мы гнали около 35. На маршруте будут две большие горки, заехать на них трудновато, а вот съезжать одно удовольствие! Довольно крутой спуск почти полтора километра с каждой! Дорога 40% хороший асфальт, 20% асфальт среднего качества, 30% грейдеры и отличные грунты, 10% хорошие лесные дороги. Итоговая дистанция у нас получилась 108 километров, которые мы проехали за шесть с половиной часов с учетом привалов.
Как добраться
До Калища мы ехали на электричке в 9:10 с Балтийского вокзала, время в пути два часа. На следующей электричке лучше не ехать, так как тогда может не хватить времени на саму покатушку. Обратно мы ехали из Калища на электричке в 17:45, но что бы на нее успеть мы торопились всю дорогу. Разумнее будет не спешить ехать на следующей в 19:45. На электричке в 21:30 ехать не советую, она очень поздно приезжает в город и если на не опоздаете, то с возвращением в город возникнут проблемы. Как запасной вариант, из Соснового Бора ходят маршрутки до метро Автово.
Поездка
Мы стартовали от станции Калище в 11:10. Почти сразу нам на встречу задул ощутимый ветер, дорога там идет слегка на спуск так это его несколько компенсировало. До деревни Систо-Палкино (точка 15 на яндекс-картах) мы доехали без приключений. Там нас ждал первый магазин (т.20). Дальше до точки 33 ехать было сложнее – ветер усилился и появился небольшой рельеф. Зато после поворота в сторону Большого Стремления ветер почти перестал ощущаться.
Было бы интересно узнать происхождение такого странного названия
В Большом Стремлении (т.45) мы набрали халявных яблок и осмотрели церковь Николая Чудотворца и Арсения Коневского 1913 года постройки. Раньше, еще в царские времена, в этой деревни были огромные печи и производства всяких глиняных изделий, но следы всего этого мы искать не стали и поехали дальше. Можно расспросить местных они все подробно покажут что и где.
Церковь в Большом Стремлении
По хорошей лесной дороге (т.48-62) мы проехали примерно 5 километров и выехали на вроде бы асфальтовую дорогу, но сильно сношенную грузовиками (т.63). Она продолжалась еще 5 километров и заканчивалась большим подъемом, на вершине которого находится церковь Святого Николая Чудотворца (т.72). Первая деревянная Никольская церковь построена здесь в 1726 г., после чего неоднократно перестраивалась. Нынешняя кирпичная церковь в русском стиле с Ильинским и Петропавловским приделами, построена на средства прихожан и пожертвования купцов И. Петрова и И. Андрианова. В советское время церковь закрыта, сломаны завершения и колокольня. В начале XXI в. возвращена верующим, медленно восстанавливается. Напротив церкви через дорогу находилась усадьба Сойкино.
Забираемся на Сойкину гору
Вид с горы
Церковь на вершине горы
После церкви нас ждал долгий и крутой спуск, нереальные впечатления! Когда спуск кончился мы приехали в деревню Ручьи (т.75). Проехав через нее мы снова начали спускаться вниз к заливу, дорога там вымощена камнем и ощущения еще те (т.77-81). Оказалось, что там где затоплена Аврора прямого выхода к воде нет и нам пришлось обойти вдоль забора. Был отлив и нам повезло увидеть затопленный корпус (т.84).
Корпус Авроры
Поднявшись назад в деревню Ручьи мы поехали по дороге в обратную сторону (т.91). По пути в точке 92 находится музей ижорской культуры и продуктовые магазины. В этом месте ветер подул нам в спину и начался довольно продолжительный спуск.
Музей ижорской культуры
До Старого Гарькалово мы доехали на одном дыхании (т.122). Здесь мы осмотрели усадьбу Забалканская (т.126). Когда-то здесь было имение генерала Ивана Дибича, героя Отечественной войны 1812 г. и русско-турецкой войны, после которой он получил "прозвание" Забалканский. Так же назвали и усадьбу - Забалканская. Был разбит парк, от которого до сих пор остались огромные дубы. Усадебный дом был деревянным, поэтому когда поместье унаследовал племянник бездетного Дибича Карл Притвиц, он заказал проект дома уже каменного. И не кому-нибудь, а самому Штакеншнейдеру. Дом, больше похожий на готический замок, был возведен из кирпича (бута в здешних местах нет) в 1836 г. С его башен открывался великолепный вид на залив -- и с залива тоже, поскольку господа прибывали в свое поместье в основном по морю, ибо дороги через леса в те времена были неважные. Время и войны разрушили замок, от которого осталась одна башня. Но даже она одна привлекает внимание - при том, что государство абсолютно игнорирует существование фрагмента творения знаменитого зодчего. Найти остатки усадебного дома оказалось не сложно, главное ехать точно по карте.
Усадьба Забалканская
На этом наши интересности закончились и мы поспешили на электричку. Не смотря на хорошую дорогу и попутный ветер, мы немного устали и ехали не так быстро как хотелось. Правда, на нее мы успели за десять минут до отправления (в 17:35 были на станции Калище).
Итог
Покатушка получилась очень динамичная. Лично мне особенно понравились места по которым мы проезжали и разрушенная усадьба в Старом Гарькалово. Приятно удивило то, что в электричках мыло мало народу и можно было расположиться с комфортом. Не смотря на обилие грунтов мы почти не испачкались. Дома мы были уже в 19:30.