Покатушка «Банная»

Неинтересный пост
30
Интересный пост

День первый

Карта:

http://maps.yandex.ru/-/CVeqrAMq

http://www.gpsies.com/map.do?fileId=crqywglnhydqlmlt

Нитка: Оредеж (0) – Борщово (8) – Надбелье (15) – Пристань (26) – Печково - Лютка (33) – Донец (36) – Пристань (50)

День второй

Карта: http://maps.yandex.ru/-/CVeqrI27

http://www.gpsies.com/map.do?fileId=zweeeegzcawkgcax

Нитка: Пристань (0) – Туховежи (16) – Хрепелка (28) – Почап (45) – Оредеж (50)

Введение

Эта покатушка чем то похожа на ПВД. Хотя по расстоянию и не скажешь. Планировали мы ее исключительно в отдыхательных целях – немного покататься по интересным местам, а потом отдохнуть на даче. При желании, маршрут можно удлинить километров на 50 и получится настоящая ПВД. Места там тихие, чистые, с более или менее нормальной инфраструктурой и просто кишащие всякими интересностями. Причем, местность везде вполне проходима.

Поездка состоялась 1 и 2 сентября 2012 года. Участвовало 4 человека: я, Саша, Дима и Коля. В первый день, погодные условия были отличные, только к вечеру собрались облака и подул небольшой ветер. Во второй же день, почти все время лил дождь и нам пришлось сократить планы. Дороги практически без горок, 90% хороший асфальт и 10% хорошие грунты. Первый день мы катались около 6 часов, второй день управились за 4. По расстоянию за два дня у нас вышло 110-120 км.

Немного истории

Пещеры. В XIX веке на стекольных заводах в качестве сырья использовался кварцевый песок, который добывали во многих местах Ленинградской области. В результате сейчас мы имеем множество катакомб прорубленных в песчаниках. Самые известные пещеры, это саблинские – Помойка, Жемчуга, Штаны, Веревка. Менее известные в Рождествено и в Борщово. Борщовские катакомбы расположены на берегу разлива Оредежа, называемого Антоново озеро, недалеко от деревни Борщово. Эти пещеры отличаются от других характерными ланцетообразными сводами. Сразу напоминающими нам о готическом архитектурном стиле. Стены пещер – внизу насыщенного красного цвета, вверху – белые, а выше, к потолку, опять красные. Ради белого кварцевого песка и были вырыты эти пещеры, а песок возили на баржах на стекольный завод в Торковичи, через Антоново озеро. Говорят, что в свое время они были весьма обширными, по свидетельствам местных жителей, до 15 км ходов. Сейчас осталось несколько сотен метров. За последние десятилетия они сильно сократились в размерах из-за обвалов, поэтому заблудиться здесь практически негде. Идет активный процесс разрушения этих катакомб. Ходить по ним весьма приятно, потолки высокие, местами метра по 3-4., практически ни где не нужно наклоняться.

Усадьба Надбелье. По пути проезжаем славный прудик с разрушенной мельницей. Сама усадьба изобилует полусохранившимися постройками, которые ещё недавно использовались: в их числе господский дом, каретный сарай и водонапорная башня, и поныне организующие пространство вроде некоей площади, поросшей по краям гигантским борщевиком.

Усадьба Надбелье являлось родовым гнездом для Вындомских. Бегичевых. Дашковых. При Дашковых в 1870-ые годы были построены дошедшие до наших дней называемый в литературе “большой усадебный дом”, водонапорная башня и часть хозяйственных построек. Среди сохранившихся элементов “большого усадебного дома” особого внимания заслуживает козырек с узором. Усадьба Надбелье представляет cобой неплохо сохранившуюся усадьбу конца 19 века. Сравнительная удаленность от городов делает усадьбу романтическим уголком, где можно почувствовать дух русского дворянского гнезда и сегодня.

Церковь Святого Климента, папы римского в Заполье. Кирпичная церковь типа восьмерик на четверике с классицистическим декором, интересная пятиглавым завершением восьмерика, с трапезной и колокольней. Построена в 1827. Закрыта в 1939, позже разрушены трапезная и колокольня. В настоящее время заброшена.

Лютка — самая восточная усадьба Лужского района. Она связана с именем Федора Ипполитовича Щербатского, ивестного востоковеда, индолога, тибетолога. Специалист по индийской поэтике, философии буддизма и эпиграфике, он был профессором университета, сначала С.-Петербургского, затем Ленинградского и в советское время первым из ученых олучил звание академика. В усадьбе Лютка он провел половину жизни, сочетая занятия наукой с сельским хозяйством, краеведением и археологией.

В 1917 г., еще до революционных событий, Федор Ипполитович продал все свои земли, кроме усадебного участка площадью 94 десятины, включавшими в себя собственно усадьбу, поля и леса. Прекрасное местоположение, раздольное окружение, необозримые дали и уютная усадьба, несомненно, способствовали творчеству ученого, который продолжал жить здесь и после революции.

Церковь Флора и Лавра в Клюкошицах. Само название Клюкошицы, как рассказывают местные жители, появилось потому, что здесь жили мастера, которые делали из можжевельника длинные посохи — клюки для новгородских монахов (в стародавние времена эта местность относилась к новгородским землям).

Современная каменная церковь святых Флора и Лавра построена в 1872 году. Но задолго до этой постройки на этом месте стояла деревянная церковь, выстроенная в 1566 году. Она, наверное, неоднократно перестраивалась, так как деревянные церкви часто горели. До нашего времени дошли сведения, что ее перестраивали и в 1864 году. А уже в 1872 году вместо деревянной церкви возвели каменную, на удивление хорошо сохранившуюся до нашего времени, несмотря на времена лихолетья, войны и разрушения. Церковь стоит на самом высоком месте и видна издалека. Она обнесена высокой каменной стеной с башенками по углам и напоминает крепость или небольшой монастырь. Местные жители рассказывают, что когда задумали строить новую церковь, то решили перенести ее на другой берег реки Тесовы, туда, где проходит дорога. Начали работу, заложили краеугольный камень и разошлись по домам, как говорят, праздновать. А наутро камня не нашли. Поискав, обнаружили его во дворе прежней церкви. Подивились, перетащили камень обратно. А на другое утро – та же история: опять камень оказался на прежнем месте. Снова его через речку перетащили. Утром ни свет ни заря побежали смотреть, что камень удумал. А камень опять лежит во дворе прежней церкви. Тут уж решили, что на то воля Божия и построили церковь там, где она стоит и сейчас.

В Клюкошицах издавна занимались разведением лошадей. Зажиточные владельцы конных хозяйств обильно жертвовали средства на строительство храма. Говорят, до революции в престольный праздник (31 августа) жители украшали лошадей бантиками и приводили их к храму, где батюшка окроплял их святой водой. В церкви сохранилась большая икона, на которой изображены святые Флор и Лавр, окруженные лошадьми. В храме вообще много старинных икон, которые принесли жители Клюкошиц и окрестных деревень еще во время войны, когда храм открыли немцы.

После революции в 1939 году храм закрыли. В храме устроили сначала склад, а потом клуб. Высокую колокольню, почти половину ее, разобрали на кирпичи, поэтому сейчас колокольня выглядит немного странно: ниже основного купола - память о лихих временах. Во время войны в 1942 году немцы разрешили открыть храм и привезли сюда русского священника, который молился о победе русского воинства. После войны батюшка был репрессирован, но церковь осталась действующей. Сейчас настоятелем церкви является протоиерей Михаил Гусев. Церковь внутри сохранилась хуже, чем снаружи. Когда-то стены храма были расписаны, но в клубные времена по нежным росписям прошлись грубой синей масляной краской, а военное время добавило еще выбоины от снарядов. Вокруг церкви расположено живописное кладбище, на котором и сейчас хоронят.

Святые братья-близнецы Флор и Лавр жили во втором веке в Византии, были искусными каменотесами. За веру были преданы мученической смерти. Их святые мощи через много лет были обретены и перенесены в Константинополь. На иконах их изображают в окружении коней, управлять которыми согласно преданию их обучил сам архангел Михаил. В дореволюционной аграрной России почитание этих святых было очень велико. Им молились от падежа скота. 31 августа - день памяти святых Флора и Лавра называли "конским праздником". В этот день коням давали отдых от всякой работы, кормили досыта, купали, наряжали и приводили к церкви для окропления их святой водой.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Дата постройки между 1552 и 1563. Почти на самой границе Ленинградской и Новгородской областей, в Лужском районе находится одна из старейших церквей в нашем регионе. Это Церковь Рождества Иоанна Предтечи, основанная в 1552 г. по приказу Ивана Грозного. Место ее нахождения - урочище Каменные Поляны. Когда-то здесь была одноимённая деревня. Но сейчас лишь развалины каких-то коровников, и торчащая рядом с церковью водонапорная башня. К сожалению, время не пощадило этот, видимо когда-то очень красивый храм. Храм за историю своего существования не раз достраивался и перестраивался: в 1646 придел Иоанна Новгородского; в 1718 каменным придел Св. Духа и деревянный свт. Климента Римского (сгорел в 1827); в 1832 придел свт. Митрофана Воронежского в крипте. Церковь была закрыта советской властью в 1939, но действовала во время войны в 1942-45.

Храм был разрушена в великую Отечественную вместе с деревней, так и брошен, и продолжает разваливаться невзирая на попытки восстановления (следы видны, но теряются). Храм новгородского типа, с огромной сводчатой криптой (придел Митрофана Воронежского). Колокольня моложе века на три, тоже сильно разрушена. Вокруг церкви полузаброшенное кладбище.

Как добраться

К месту старта мы ехали на электричке в 9:08 с Витебского вокзала, направление на Оредеж (прибывает в 11:40), там нам и нужно было выходить. Садиться на электричку этого направления, лучше всего на вокзале (особенно в выходные дни), иначе просто не влезете. За билетом приезжать надо минимум за пол часа – на вокзале всего 2 кассы и большие очереди, а на автоматы по продаже билетов рассчитывать не приходится, так как они часто не работают.

Обратного пути есть два варианта. Первый – это так же как приехали, из Оредежа на электричке до Витебского вокзала (этим вариантом нам и пришлось воспользоваться, мы ехали на той, которая отправлялась в 15:20). Второй вариант – из Луги до Балтийского вокзала, но это плюс 40 километров к дистанции. Правда, из Луги электрички ходят немного чаще и последняя отправляется гораздо позже, чем из Оредежа.

Поездка

День первый

Прибыв на место, мы первым делом осмотрели заброшенное железнодорожное депо около самой станции (т.3). В этом году мы здесь уже побывали, но Саша там еще не был и мы его проводили. Далее нас ждал магазин. Напротив станции полно магазинов, есть даже «Пятерочка» (т.4), ассортимент, конечно немного хуже чем в городе, однако выбирать не приходится.

3.JPG

т.3

Став счастливыми обладателями недельного запаса провизии, мы направились навестить наши деревья, которые высадили двумя месяцами ранее (т.9). Оказалось, что не смотря на все наши усилия в выборе безлюдного места, какие то «туристы» вытоптали почти все наши деревья. Нам удалось найти только одно. Повязав памятную ленточку, мы двинулись дальше.

3.JPG

т.9

А дальше нас ждали Борщовские пещеры (т.14). От уцелевшего дерева до них не больше 4 километров. Если следовать прилагаемой карте, пещеры легко можно найти. Идя вдоль берега, между водой (слева) и возвышенностями (справа) нужно как раз смотреть на эти возвышенности, так как входы в их склонах. Будьте внимательны – входы заросшие и их можно не заметить.

14a.jpg

т.14

14a.jpg

т.14

Следующим пунктом нашей программы была усадьба Дашковых в деревне Надбелье (т.22). Проехав по дороге Р-41, мы свернули на грунтовку сразу в конце деревни Бутково (т.21) – это старая усадебная аллея, которая вела к главному крыльцу. Позже построили ту дорогу с которой мы свернули (Р-41) и старая дорога была почти полностью заброшена. Ею пользовались только местные, что бы ездить в соседнюю деревню. Несмотря на то что усадьба стоит почти в середине поселка, она полностью заброшена и бесхозна, но при этом отлично сохранилась. Вокруг чрезвычайно сильно все заросло борщевиком и многие интересности не видны в его зарослях. Нам пришлось побродить по этим самым зарослям, что бы найти дворовые постройки усадьбы (т.22). Неплохо сохранился усадебный пруд, а рядом с ним развалины мельницы (т.23).

21.JPG

т.21

22a.jpg

т.22

22a.jpg

т.22

22a.jpg

т.22

22a.jpg

т.22

23.JPG

т.23

Теперь наш путь лежал в деревню Пристань (т.33). Здесь мы устроили лагерь, оставили лишние вещи и двинулись дальше. По пути, в самой деревне, мы осмотрели курганы викингов. За тысячу лет они существенно оплыли и частично сползли в реку Оредеж (т.35).

35.JPG

т.35

Мы снова вернулись на Р-41, проехав пару километров, на подъезде к деревне Заполье (т.36), слева нас ждала большая старинная церковь Святого Климента. Ее видно издалека, так что не пропустите. Рядом с церковью кладбище, судя по всему старше самой церкви. Старинных могил там сохранилось мало, но все же они есть.

36a.JPG

т.36

36b.jpg

т.36

36a.JPG

т.36

Осмотрев церковь, мы вернулись немного назад (когда едешь к церкви, надо переехать мост, сразу перед которым поворот на право) и свернули на грейдер (т.37). Почти сразу мы увидели какое-то старинное здание и придорожный не то склеп, не то часовенку (т.38). Немного дальше, у дороги стоит оригинальное здание, явно сталинских времен (т.39).

38a.JPG

т.38

38a.JPG

т.38

39.JPG

т.39

Через деревню Савлово (т.44) мы проехали до деревни Лютка с одноименной усадьбой (после того как проедете мост в Савлово, держитесь левее). Хороший ориентир огромная ива у перекрестка (т.46), вот тут и надо свернуть влево, а после осмотра усадьбы вернуться к ней и повернуть вправо. Усадьба в довольно плохом состоянии, внутри нет ничего интересного, зато сохранились многие дворовые постройки, а перед главным входом в усадьбу стоит памятник жертвам гражданской войны.

46a.JPG

т.46

46b.jpg

т.46

46b.jpg

т.46

Дальше нас ждала церковь Флора и Лавра в Клюкошицах (т.48). ЕЕ видно за несколько километров, так что не пропустите. Она действующая, в неплохом состоянии. Можно даже войти на церковный двор и все осмотреть.

48a.JPG

т.48

48a.JPG

т.48

48a.JPG

т.48

Теперь нам предстояло отыскать усадьбу Донец. К сожалению, этого сделать нам не удалось. Все что мы смогли, это найти несколько дворовых построек (т.50). Переправившись через ту же речку, через которую мы переезжали в деревне Савлово, только теперь в обратном направлении (т. 52), мы вернулись на грейдер и поехали в наш лагерь в Пристани (т.63).

50.JPG

т.50

50.JPG

т.52

В лагере (т.63) мы позволили себе заслуженный отдых с катанием на лодке, приготовлением и поглощением шашлыка и баней))

63a.jpg

т.63

63b.jpg

т.63

День второй

Второй день встретил нас дождями. Не сильными, но долгими и не приятными. По этому, весь путь от Пристани до Оредежа, мы проехали почти без остановок и с радостью сели в сухую электричку (т.1-63). По маршруту не так много деревень, но в каждой их них есть что-то интересное: оригинальное здание, усадьба, памятник, или в этой деревне произошло какое-то известное событие. Около них мы не останавливались, потому писывать их тут не будем, оставим для другой покатушки. Остановились мы только у церкви Рождества Иоанна Предтечи. Она находится прямо около дороги, перед деревней Хрепелка (т.34), хороший ориентир разрушенная водонапорная башня. Когда то тут была деревня Каменные поляны, но во Вторую мировую ее разрушили и остались только церковь и не менее старое кладбище.

34a.jpg

т.34

34a.jpg

т.34

34a.jpg

т.34

Итог

Получилась мегапозитивная и очень интересная покатушка! Жаль только погода подвела и не все посмотрели. Зато будет повод вернуться туда в следующем сезоне, приглашаем всех желающих! Во второй день от вкручивания мы немного устали и промокли. Даже немного простудились. Но оно того стоило.

Полезные ссылки

Пещеры в Борщово

Усадьба Надбелье

Усадьбы Лужского р-на

Церковь Флора и Лавра в Клюкошицах

Церковь Рождества Иоанна Предтечи

Покатушка Оредеж-Чолово

twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru liveinternet.ru livejournal.ru google.com yandex.ru