Покатушка «Лужская с продолжением!»
Карта: День первый и День второй
Нитка маршрута: г. Луга (0) - Естомичи (7) - им. Дзержинского (10) - Боровое (15) - Коростовичи (18) - Госткино (20) - Череменец (23) - Госткино (26) - Горка Петровская (29) – Голубково (30) - Югостицы (34) - Брод (40) - М20 (46) - г. Луга (63)
День второй: Мшинская (0) – Жельцы (21) – Перечицы (31) – Торковичи (46) – Борщово (52) – Оредеж (57)
Фотогалерея: на этом сайте
Все фото: вКонтакте
Введение
Покатушка очень интересная, не требует больших физических усилий, места малолюдные – есть где разогнаться и никто не мешает (особенно на машинах). К минусам можно отнести то, что перед тем как ехать по данному маршруту, нужно посидеть с картой. По дороге очень мало магазинов, где можно пополнить запас провизии, да и те что есть сомнительного качества… Помимо этого, обратите внимание, что Луга это конечная станция, то есть путь на электричке в одну сторону занимает три часа минимум и нужно грамотно рассчитывать свое время, кроме как на электрички и своим ходом туда добраться не на чем.
Сие приключение состоялось 13 августа 2011 года. Участвовало 6 человек: Сережа, Юрий, Александр, я, Дима и Саша. В первый день погода была неплохая: не холодно и не жарко, почти без ветра, часто было солнце, пару раз накрапывал легкий дождик. Во второй день почти все время светило солнце, но было не жарко и без ветра. Дорога 70% асфальт разного качества (совсем плохого не было), остальное неплохие грунты и лесные дорожки. Горок, к счастью, в первый день почти не было, а вот во второй пришлось помучаться. В первый день, мы проехали 80 км за 7 часов. Во второй, 65 км за 6 часов. Если б мы не торопились к Сереже на дачу, то гораздо более основательно бы проехали этот маршрут.
Немного истории
Славянские поселения на реке Луга упоминаются в летописях под 947 годом. Статус города присвоен в 1777 году, во время правления Екатерины Второй. В 1781 году стал уездным городом Лужского уезда. Луга притягивает приезжих своими целебными минеральными источниками, расположенными вдоль речки Наплотинки. Анализ воды в них производил в начале XX века профессор Боткин, признавший источники здоровыми и целебными. По его свидетельству, благодаря протекающей здесь речке Наплотинке, в которую стекает вода из ключей, живущие поблизости постоянно пользовались целебной водой. Местные жители считали, что вода из одного источника имеет освежающий эффект, а из второго — помогает при болезни лёгких, малокровии и при отсутствии аппетита. А согласно анализу воды, проведённому в те же годы Санкт-Петербургским химическим институтом, в ней было обнаружено 38 % содержания железа.
В 1852—1857 годах через реку Лугу у станции Преображенская (ныне Толмачево) был возведён первый в России и в мире металлический мост на каменных опорах.
17 мая 1914 года впервые в истории авиации был совершён ночной перелёт на дирижабле «Ястреб» из Гатчины в Лугу и обратно.
В 1927 году город стал административным центром Лужского района и Лужского округа (упразднён в1930 году) в составе Ленинградской области. В сентябре 1939 года город преобразован в самостоятельную административно-хозяйственную единицу с непосредственным подчинением его городского Совета Ленинградскому областному Совету В 1941 году Луга была местом ожесточённых боев на подступах к Ленинграду. Наткнувшись на возрастающее сопротивление советских войск на Лужском оборонительном рубеже, немецкое командование 19 июля было вынуждено приостановить наступление на Ленинград до подхода главных сил группы армий «Север». Лужский оборонительный рубеж на три недели остановил немецкое наступление на Ленинград, что позволило советским войскам создать более прочную оборону на дальних и ближних подступах к городу. Город был занят немецко-фашистскими войсками 24 августа 1941 года.
В окрестностях Луги имеется масса интересных мест: монастыри и церкви, пещеры, узкоколейные железные дороги, военные части, уникальные природные образования, старинные усадьбы, санатории и дома отдыха, памятники и мемориалы разным событиям нашей бурной истории за последние 500 лет и многое другое. В этот раз, мы осмотрели только часть интересностей, остальное приберегли для следующих покатушек.
Как добраться
До Луги (конечная, станция называется Луга-1) мы ехали от Балтийского вокзала на 8-часовом экспрессе. Это очень удобно в том плане, что мало народу (можно спокойно с великами), едем на 30-60 минут быстрее и практически без остановок. Можно ехать на обычной электричке, они ходят тоже с Балтийского вокзала каждые два часа, но на них, как правило, много народу особенно в выходные. Если садиться на вокзале, то сесть вполне можно, а если садиться потом, то могут возникнуть проблемы. Своим ходом, по шоссе, ехать не рекомендую, это долго и опасно, там очень интенсивное движение и часто бывают аварии. И вот, к 11 часам мы прибыли в Лугу.
Поездка
День первый
Наше приключение мы начали в Луге. Рядом с вокзалом полно мест, где можно запастись провизией и питьем. Сам город и его ближайшие окрестности очень интересны, но мы пока ограничимся малым. По нашему маршруту в точке 7 находятся Воскресенский собор 1873 года и Казанская церковь 1907года. На момент покатушки, в них интенсивно шли ремонтно-восстановительные работы. Далее по проспекту Володарского мы поехали на юг, в сторону Пскова, примерно километр, до поворота на Медведское шоссе и свернули на него (т.8).
т.7
По этому шоссе нам нужно было ехать до деревни Естомичи (4км от поворота на шоссе, т.13), но по пути нам попалось два любопытных трактора (т.11), справа по ходу движения. Один трактор современного типа, а второй времен первых пятилеток. В самих Естомичах сворачиваем вправо (т.13) в сторону поселка им. Дзержинского (бывший Рапти). Многое в посёлке напоминает о советской власти: и голова Железного Феликса, и барельефы в виде серпа и молота, и памятные доски на месте застенков НКВД. Спускаемся к берегу Череменецкого озера на большую поляну, оборачиваемся назад и перед нами предстают остатки большой барской усадьбы сенатора Половцева, отдалённо напоминающие Елагин дворец. Говорят, что до войны здесь был санаторий НКВД (т.20). Когда мы туда приехали, там проходил фестиваль русской народной музыки и фольклора, и мы пофотографировались с очень колоритными девушками.
т.11
т.20
т.20
От точки 20 едем до ДО Боровое (т.31). Там очень красивая усадьба князя Львова. К сожалению, поскольку сейчас там санаторий МВД, она закрыта для посещения. Ехать до нее нужно по лесной дроге, на ней легко заблудиться и свернуть не туда, будьте внимательны. После Борового мы свернули налево и ехали примерно полтора километра до речки Быстрицы (т.33). От точки 33 стоит свернуть еще раз влево и вдоль речки пройти на восток примерно 500-700 метров. Там будет Лужская ГЭС – 2, одна из первых ГЭС в стране.
т.33
Вернувшись в точку 33 мы направились через Коростовицы (т.36) до деревни Госткино (т.40). В этой деревне свернули к Иоанно-Богословскому монастырю (на дороге будет указатель, т.41). И ехали до него 2 километра. Череменецкий Иоанно-Богословский (т.46) монастырь был основан в конце 15 века при Иване Третьем. Здесь был когда-то большой белый Иоанно-Богословский пятиглавый собор, церковь Преображения Господня, колокольня и гостиница для богомольцев. Ныне здесь лишь ворота монастыря, руины собора, наспех восстановленная церковь Преображения, звонница, да несколько жилых монастырских построек. Хорошо сохранился склеп Половцевых, каменная резьба впечатляет. Место весьма живописное. При подъезде к монастырю стоит будка, а внутри сидит дедушка. Он может начать упираться и вас не пускать, но если вежливо объяснить ему что вы не праздношатающиеся он вас пропустит. Хотя чаще всего дедушка вообще не проявляет никакой активности.
т.46
После осмотра монастыря возвращаемся в точку 41 и едем до Петровской Горки (т.56). Примерно в конце первой трети поселка, слева, немного вдалеке за домами, будет церковь Вознесения 1895 года и старинное кладбище. На первый взгляд, дороги к ним нет, но если хорошо поискать она отыщется. Вернувшись от церкви на дорогу, нам предстоял небольшой подъем в горку, а на вершине нас ждал бонус в виде магазина (ассортимент там ужасен, а пирожки с плесенью… без преувеличения). Кое-как удовлетворив все свои физиологические потребности, мы двинулись дальше через Голубково (т.58) до Югостиц (т.59). Чуть дальше точки 59 будет T-образный перекресток (он хорошо виден на карте), на нем надо повернуть влево и сразу увидите церковь Покрова, это все что осталось от имения Белосельских-Белозерских.
т.56
т.59
На этом наша программа на первый день закончилась и мы тронулись в обратный путь. Доехав до деревни Бутковичи (т.61) и свернув влево на грунтовую дорогу (дорога просто ужасна, таких кочек я в жизни не видел) мы поехали до деревни Брод (т.66). Переправившись по мосту через реку мы столкнулись с неожиданным препятствием: наш дальнейший маршрут совпал с маршрутом гонок «Лужский Рубеж» и нам пришлось ждать 15минутного перерыва в гонках что бы успеть проскочить (т.68). Лично я, натерпелся страху пока гнал как угорелый по грунтовке раздолбанной гоночными машинами и слыша завывания двигателей за спиной. Через какое то время мы выехали на трассу М20 (т.82) и прямиком по ней вернулись в Лугу к вокзалу (т.98).
т.68
На этом приключения первого дня заканчиваются. Мы сели на электричку и поехали до Мшинской, на дачу к Сереже. Теперь я вынужден прервать свое повествование до 14-00 следующего дня, ибо дальше следует очень приватная информация.
День второй
Покатушку второго дня можно организовать и как продолжение ко вчерашней и как самостоятельную. Стартовали мы от станции Мшинская (т.1), в начале пути, почти у самой станции будет развязка на шоссе М20, что бы на него выехать просто все время держитесь правее. И дальше по шоссе мы вкручивали до Толмачево, 22 км (т.30). Там можно посмотреть железнодорожный мост через реку Луга. Но мы там задерживаться не стали и перед деревней Жельцы свернули влево, по направлению на Торковичи (т.30). Пока мы ехали до Толмачево, дорога была хорошая и относительно без горок, однако движение очень интенсивное и нужно быть осторожными.
Проехав примерно 7 км (т.45), слева, мы увидели карьер где разрабатывают геологические отложения Юрского периода (преимущественно добывают кварцевый песок), а справа очень живописный вид на реку Оредеж. Кстати, в тех местах очень хорошая рыбалка. Дальше наш путь лежал без остановок до железнодорожного переезда в деревне Торковичи (т.77). Хочу обратить внимание, что дорога от точки 45 до точки 77 почти без машин, асфальт вполне сносный, но горки там огроменные и их много. Для любителей экстрима, этот же путь можно проделать не по дороге, а вдоль Оредежа, параллельно берегу всю дорогу идут просеки и тропинки.
т.45
На железнодорожном переезда (т.77) мы повернули вправо и поехали по тропинки которая идет вдоль железной дороги, до железнодорожного моста через Оредеж (т.82). С этого моста открывается просто фантастический вид! Мост преодолевается с велосипедом на себе, будьте внимательны и осторожны, по мосту интенсивное движение поездов и они появляются очень неожиданно. На другой стороне моста, справа будет старинный дом мостового смотрителя. Но нам нужно налево, там множество тропинок, нас интересует самая большая (она хорошо видна), и по ней мы едем до точки 88. Здесь находится не то нефтебаза, не то военная часть. Проехав дальше, никуда не сворачивая, мы окажемся в поселке Оредеж (т.93). Точнее мы упремся в T-образный перекресток. Если поедем налево – попадем в пещеры, а направо – на станцию. И мы свернули в лево, к пещерам.
т.82
Подъезжая к деревне Борщево, нужно быть внимательным, как только покажутся дома, нужно смотреть влево, там будет грунтовка в сторону берега Оредежа (т.101). По этой грунтовке, мы ехали никуда не сворачивая, метров 500, пока не показался ЖЕЛТЫЙ щит с надписью, что мы в заповеднике. Далее очень внимательно: надо встать лицом к этому щиту, за ним (метрах в 15) будут видны развалины кирпичного строения, щит нужно обойти справа и подойти к этому строению, что бы щит оказался прямо за спиной, а строение перед лицом, потом развернутся лицом вправо и пройти немного вперед. Впереди окажется крутой спуск вниз и еле заметная тропка, вот нам нужно было именно на нее. По тропке просто идти вперед и смотреть по сторонам, метров через 100 начнутся пещеры. Входы в них выглядят невзрачно, но внутри гораздо интереснее.
т.104
т.104
Еще обратите внимание, что растительность в тех краях гораздо разнообразнее и экзотичнее (например, там растут орехи). А если повезет, можно встретить каких-нибудь животных, я лично наблюдал там: змей, ежей, лис, кабанов, волков, аистов и лосей. Пещеры, это остатки старых выработок. Когда то в тех краях был стекольный завод и для его работы требовался песок и некоторые другие минералы.
На сегодня это все и мы отправились в обратный путь до поселка Оредеж и одноименной станции (т.123). Поскольку это конечная и народу там всегда очень мало, можно разместиться с комфортом. Поезда идут каждые 2-3 часа и прибывают на Витебский вокзал. Последний отходит примерно в 20:20, если вы на него опоздаете, то в тот день в город не попадете. До Луги не успеть, там последняя электрика в 21:20, следовательно – грамотно рассчитывайте время, мы вот чуть не опоздали. Время электрички в пути два с половиной часа.
Итоги
Было очень интересно и необычно. Правда, горки на второй день пути выжали из меня все силы. Да и посмотреть не все успели из того что хотели. В сумме за два дня получилось проехать 140-150 км. Для тех, кто раньше никогда не был в тех краях, эта покатушка станет настоящим открытием! Мы планируем организовать еще покатушки в том направлении, по этому список интересных мест и возможных маршрутов будет расти.
Полезные ссылки
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%F3%E3%E0
http://rufort.info/index.php?topic=11.0
Михаил Суслов, Александр Дудкин