На форт Ино или в гости к страусам
Карта: Маршрут в Яндекс-Картах
Длина: 77 км (по карте)
Нитка: Белоостров (0)- Страусиная ферма (6) – Солнечное (15) – Репино (22) – Зеленогорск (30) – Ушково (36) – Песочное (48) – Форт Ино (50) – Зеленогорск (77)
Фотогалерея: на этом сайте
Все фото покатушки: В Контакте
Введение
Очень интересная покатушка. Куча прикольных мест, положительных эмоций и приключений! Покатушка рассчитана на любой уровень катания, в случае чего всегда под рукой есть жд станция и можно поехать домой. Места довольно обжитые, но толп народу бросающегося под колеса не наблюдалось. Так же вы не ограничены по времени, хотите - продлевайте маршрут, хотите – сокращайте. Огромный простор для маневра во всех отношениях. Конечно, лучше всего ехать летом, когда светлого времени больше.
Наша покатушка состоялась 10 сентября 2011 года. Участвовало 5 человек: Дима, Саша, Ира, Александра и я. Погодные условия были очень спорные. Когда мы только отъезжали от станции, светило солнце, но в течении покатушки половину времени лил дождь, при том, что облаков почти нет (и вообще возникло такое чувство будто капает только на нас), зато было довольно тепло и полный штиль. Из всего этого урок: всегда возите с собой дождевики . Дорога 100% асфальт, только в одном месте мы пошли по кустам, потому что нас запутал навигатор. А от Белоострова до самого Ушково (включительно) идет отличная велодорожка! Горок практически нет (1 и та небольшая), есть только маленькие подъемы, даже для такого инвалида как я они не составили проблемы. Управились почти за 10 часов, но к сожалению, очень многое из того что хотели не успели посмотреть, по этому обязательно будет продолжение!
Немного истории
Строительство форта началось в 1909 году у мыса Инониеми для защиты входа в Финский залив совместно с фортом Красная Горка. Сам по себе форт походил на внушительную крепость - бетонные батареи, снарядные погреба, казармы, мастерские, котельные и прочие строения были окружены стрелковым валом с бетонированными опорными пунктами, приспособленным для круговой обороны.
Строительство началось с гавани и железной дороги. В 1912 г. начали установку первых орудий, а к 1917 г. все батареи, в том числе 12-дюймовая башенная и открытая, были в целом боеготовы.
Вокруг позиций был устроен целый подземный городок из галерей, укрытий и пороховых погребов, покрытый двухметровым слоем бетона, рассчитанный на попадание крупнокалиберных снарядов.
Участия в боевых действиях Первой мировой войны форт, увы, не принимал. После предоставления Финляндии независимости в 1918 г. Советская Россия пыталась оставить его за собой, однако в апреле финны (вроде бы как по договорённости с кайзером) потребовали немедленно отдать форт им, не желая, чтобы он попал в руки финских красногвардейцев (в Финляндии в то время разгоралась гражданская война). Опасаясь, как бы слишком активная поддержка гарнизона форта не спровоцировала немцев на разрыв Брестского мира, большевики постановили удерживать форт силами гарнизона, а в случае невозможности сопротивляться - уничтожить орудия и сооружения и эвакуироваться в Кронштадт. Форт взорвали 14 мая 1918 г., орудийные замки и кое-какое ценное оборудование заранее вывезли в Кронштадт.
Несмотря на разрушения, на форту осталось множество полезных для молодого Финляндского государства вещей, как то: орудийные стволы, артиллерийское и электрическое оборудование, и т.д. и т.п. вплоть до запаса броневых листов, из которых потом получались отличные пулеметные казематы для дотов Линии Маннергейма. По условиям Тартуского мира 1921 г. финны обязаны были уничтожить все оставшиеся укрепления форта Ино, что они, заразы, и сделали с присущей этому замечательному народу обязательностью.
В конце декабря 1939 г. советская артиллерийская комиссия, осматривавшая форт, заключила, что восстановление его было бы слишком дорого и потому малоцелесообразно. После войны он стал запретной зоной, в которой размещались различные воинские части и учреждения. С 1990-х гг. военные постепенно начали покидать территорию форта, и ныне она в некоторой своей части доступна для осмотра.
Взято: http://www.nortfort.ru/ino/
Как добраться
Мы ехали с Финляндского вокзала. Электрички до нужной нам станции ходят каждые пол часа (направления называются Белоостров через Сестрорецк, Кирилловское, Выборг, Каннельярви, Рощино). Наша остановка -Белоостров. Внимание: на этом направлении очень большой пассажиропоток, особенно в выходные, по этому рекомендую садиться на вокзале и поближе к выходу, так как в Белоострове может быть трудно выйти. Ехать минут 30-40. Если вы живете в Приморском районе, то до Белоострова можете доехать и сами, по Приморскому шоссе. Так же туда ходит много маршруток и автобусов из города, но в них лезть с велосипедом как то глупо.
Поездка
Мы стартовали от железнодорожной станции Белоостров (точка 1) и поехали по Александровскому шоссе до страусиной фермы (т.34). Дорога идет через жилой массив, так что стоит быть внимательными. По пути там будут магазины, где можно запастись провизией. Угощение для страусов можете с собой не брать, его продают на самой ферме. Если вы все-таки решите привезти его с собой, то захватите листья капусты или салата, желательно нарезанные.
т. 34
На ферме, помимо страусов, живут еще северный олень, несколько видов птиц и сторожевые собаки. Велосипеды можно оставить внутри территории у входа, за ними присмотрит охранник. Билет стоит 100 рублей. В кассе продают кучу всяких сувениров: страусиные яйца, перья страусов или павлинов, даже их мясо. Угощение для страусов так же продается в кассе. По размерам ферма небольшая, народу там мало и довольно уютно. Вся дополнительная информация есть по ссылке в конце статьи.
После наших пернатых и вкусных друзей мы вернулись в Белоостров по той же дороге (т.67). В окрестностях станции есть много ДОТов времен 20-30х годов прошлого века, это остатки старой границы между СССР и Финляндией. На них мы не стали заострять внимание и оставили их для другой покатушки.
т.67
Далее наш путь лежал в Репино. По Центральной улице мы доехали до Зеленорогского шоссе (т.82) и по нему до жд станции Солнечное (98). Обратите внимание, как правильно ехать по развязке Выборгского и Зеленогорского шоссе. От станции мы повернули на Пионерскую улицу и по ней проследовали к Приморскому шоссе (т.107) и по велодорожке вдоль него до усадьбы Пенаты (т.123).
Проход на территорию парка свободный, можно с велосипедами. Вход в здание музея платный, мы туда не пошли, ограничились осмотром снаружи. В парке можно немного отдохнуть и погулять. Не забывайте, что вы находитесь в музее и нужно вести себя соответственно! Для удобства ориентирования адрес: Приморское шоссе 411.
т.123
Выехав из Пенат мы направились по велодорожке вдоль Приморского шоссе до точки 199. Это Парк Культуры и Отдыха. Очень красивое и интересное место, правда, народу там многовато – рекомендую слезть с велов.
После осмотра парка, без спешки и приключений, снова по велодорожке, мы поехали до ее конца (т.251) в поселке Ушково. Стоит отметить, что сама по себе эта дорожка очень интересная. Местами, вдоль нее попадаются весьма примечательные объекты. В точке 253 мы переместились на шоссе, оно в том месте раздваивается: направо – в сторону Рощино, налево – на форт. И дальше снова вкручивать до точки 307 – это вход на форт Ино.
т.199
На карте можно соединить прямыми точки 307, 316, 331 и 340 получив квадрат, наложить схему форта (см. в конце статьи) и вы получите район для осмотра. Обратите внимание, что многое заросло, хорошо замаскировано или просто разрушено – нужно быть очень внимательными и осторожными. Рядом находится действующая военная часть, но она не огорожена (!), не забредите случайно на ее территорию. На пляже перед фортом также есть несколько интересных строений. При желании можно залезть внутрь верхнего яруса подземелий (ниже проникать не рекомендую – очень опасно).
После осмотра форта, мы поехали от точки 317 до точки 324. Здесь находятся заброшенные гидродинамические бассейны для испытания уменьшенных копий подводных лодок и торпед.
т.313
т.309
При езде по территории форта будьте внимательны, особенно если сойдете с дороги. Там в земле очень много разного рода военного мусора (колючая проволока, гвозди, остатки снарядов и арматуры, стекло, могут попадаться открытые люки и провалы в катакомбы). Лично я умудрился намотать на заднее колесо колючую проволоку.
т.324
т.324
Снова выехав на Приморское шоссе (т.331), можно доехать до жд станции Приветнинское и там сесть на поезд (но поезда ходят очень редко, стоит заранее узнать расписание), или поехать в Рощино или Зеленогорск. Мы выбрали последний вариант и снова вдоль шоссе двинулись в обратный путь, до вокзала в Зеленогорске (т.469).
Итог
Все получилось очень позитивно и насыщенно! За покатушку я проехать чуть больше 100км. Причем в крайне не благоприятных погодных условиях, +100 очков к опыту. По моему мнению, эта покатушка идеально подошла бы как для 1-2 человек, так для 20 и более.
Напоследок, хочу отметить, что в тех края очень и очень много всего интересного, но большую часть из этого найти трудно и нужно немало времени, сил и хорошая подготовка в информационном плане.. Только осмотрев все как следует, вы поймете какой огромнейший комплекс сооружении и объектов там построен. Например, если проехать чуть дальше гидродинамических бассейнов, там будет исследовательская установка для вызова гроз и изучения молний (действующая, кстати!).
Полезные ссылки
http://www.nortfort.ru/ino/
http://www.straus-spb.ru/
Дополнения
Карты форта
Михаил Суслов, Александр Дудкин