Покатушка: А вы были в замке «Бип»?
Покатушки замок Бип, Колпино, крепость, Павловск, Петро-Славянка, Усть-Ижора
Карта: Яндекс-Карты
Трек GPS: скачать
Нитка: Московская площадь (0) – Софийская улица (8) – Петро-Славянка (17) – Усть-Ижора (23) – Колпино (33) – Войскорово (42) – Федоровское (46) – Павловск (51) – Вокзал (55) - Санкт-Петербург
Длина: 55 км (до вокзала в Павловске)
Фотоальбом: вКонтакте
Введение
Это была первая покатушка сезона 2012 года. Многие были после зимний спячки и потому мы решили ехать матрасно, выбрав небольшой и простенький маршрут. Сам маршрут хорош тем, что его можно как угодно удлинить или сократить. Например, мы изначально хотели ехать из Павловска дальше в Гатчину и уже оттуда в город, но от этих планов пришлось отказаться. Места были довольно интересные, с относительно развитой инфраструктурой и транспортным сообщением (если взглянуть на карту, железные дороги, следовательно и электрички в город, нам попадались очень часто). Но все оказалось не так просто как мы ожидали.
Покатушка состоялась 14 апреля 2012 года. Участвовало 12 человек: я, Дима, три Саши, две Оли, Евгений, Николай, Александра, Юрий, и Екатерина. Погодные условия были весьма спорные. Вначале, была просто легкая облачность, в конце первой трети пути, полил дождь средней силы (примерно на час) и начался сильный встречный ветер. Последнюю треть пути, мы проехали без дождя и ветра, иногда даже выглядывало солнце. Дорожное покрытие 90% асфальт, остальное грунты и мощенные камнем улицы. Горок практически не было. Маршрут занял у нас 5 часов, но тут стоит сделать оговорку: из-за погодных условий 70% пути мы довольно сильно торопились, многое пропускали, остальное смотрели обзорно. По этому, если ехать основательно, понадобится раза в два больше времени. По карте расстояние 55 км, реально же вышло примерно 60 км.
Немного истории
В начале XVIII в. по лесистой местности южнее Александро-Невской лавры, вдоль р. Невы проложили новую почтовую дорогу. Протянувшаяся через Шлиссельбург она соединила Петербург с Архангельском, а потому и была названа Шлиссельбургским трактом. Во второй половине XIX в. местность начала активно застраиваться. Одно за другим появлялись здесь новые промышленные предприятия. Освоению территории способствовала постройка в 1833 г. Обводного канала и открытие в 1851 г. Николаевской железной дороги. Вплоть до начала XX в. городские окраины, населённые десятками тысяч рабочих семейств, оставались вне черты города, и городские власти мало заботились о благоустройстве этих районов. Все улицы за Невской заставой, кроме Шлиссельбургского шоссе, были не мощёные. Тракт состоял из 6 проспектов, которые были переименованы в первой половине 20 века. Ныне это часть Б. Смоленского пр., ул. Крупской, Фарфоровской ул, Леснозаводской ул, ул. Грибакиных и пр. Обуховской обороны (переименован в 1940-х).
В Усть-Ижоре 15 июля 1240 года князь Александр Ярославович одержал победу над шведскими войсками, за что получил прозвище Невский.
Музей-диорама «Невская битва 1240 года» посвященный истории Невской битвы был открыт 26 января 2009 года. Его историко-мемориальная зона включает в себя земляную крепость-фортецию XVIII века, выставочную экспозицию и главный экспонат музея — диораму битвы в реальную величину.
С 1987 года по инициативе энтузиастов НИИЭФА им. Д. В. Ефремова, началось восстановление церкви Св. Благоверного князя Александра Невского. 15 июля 1990 года в 750-летнюю годовщину Невской битвы церковь Александра Невского была передана Русской православной церкви, а 12 сентября 1995 года церковь была освящена. На прицерковном кладбище в 2002 году возведена скульптурная композиция «Памятник-часовня на месте Божий помощи в день Невской битве».
Рядом с церковью установлены памятники великим полководцам — Александру Невскому и Петру I. Памятник Петру I был изготовлен по модели скульптора А. В. Дегтярёва и торжественно открыт 30 мая 2002 года.
В Усть-Ижоре есть ещё один уникальный памятник — знаменитый обелиск с благодарственным письмом Екатерины II крестьянам Усть-Ижоры за участие в Северной войне.
Начиная с 1992 года, в Усть-Ижоре ежегодно устраиваются реконструкции Невской битвы, на которые собираются многочисленные зрители.
В Колпино, мы проехали вокруг главного парка и пруда. По берегам расположились несколько интересных зданий, но в целом городок не представляет ничего интересного.
Ну а про Павловск и говорить ничего не буду, Павловск это тема для отдельной покатушки. Там интересностей не на один день, мы же его проехали почти транзитом.
Замок Бип или иначе - Павловская крепость, а так же - Большая Игрушка Павла, построен в 1795-1797 годах по проекту архитектора В.Ф.Бренна по приказу императора Павла I на месте небольшого охотничьего домика "Мариенталь".
До постройки замка здесь были остатки шведского форпоста, строеных шведским генералом Крониортом в 1702 году, о чем гласила мемориальная доска, укрепленная при въезде в замок. И действительно, место для фортификации удобное весьма.
Вскоре по восшествии на престол император Павел I издал указ о выделении 6100 руб. на строительство Павловской крепости. Наблюдал за строительством архитектор Д. Квадри.
Замок представлял из себя двухэтажный корпус пятиугольной формы с внутренним с двором и двумя овальными в плане башнями. Здание окружали земляные укрепления, устроенные под наблюдением военного инженера В.Каюса, состоявшие из бастионов, равелинов, люнетов и флешей. При замке имелось также артиллерия в количестве 28 орудий.
19 апреля 1798 г. замок Бип был причислен Санкт-Петербургскому инженерному ведомству и, таким образом, был включен в военный реестр крепостей Российской Империи. Здесь был военный гарнизон, была поставлена исправная служба, палили из пушек в полуденный час и с заходом солнца поднимали подъёмный мост. В подвале замка имелась собственная гауптвахта для провинившихся.
15 июня 1811 г замок был исключен из состава Инженерного ведомства. В 1807-10 гг в замке находилось первое в России Училище для глухонемых.
В 1827 провели ремонт, после которого в замок приспособили к размещению инвалидной команды. В 1833-34 гг., в здесь находился лазарет Образцового кавалерийского полка, затем с 1835 г. - Александровское учебное заведение. С 1851 г. - различные канцелярии, приходское училище, с 1905 г. - трехклассное Городское училище.
После октябрьского переворота в замке помещался совдеп, затем с 20 по 23 октября 1919 г. - штаб генерала Юденича. С середины 1920-х по 1941 год - детский дом, затем банк, военкомат и разные склады.
В ходе Отечественной войны, во время советского наступления в 1944 году замок выгорел дотла, и до последнего времени пребывал в полном небрежении в виде романтической развалины на окраине некогда блистательного Павловска. Сейчас замок полностью отстроен и отреставрирован и в нем размещается гостиница.
До Усть-Ижоры включительно, мы частенько останавливались что бы осмотреть интересности, после нее, в связи с плохой погодой, мы вкручивали почти без остановок до самого замка Бип.
Как добраться
Мы встретились у памятника Ленину на Московской площади в 11:00, все добирались до него своим ходом. Обратно же мы ехали из Павловска на электричке. Они там ходят каждые 15-20 минут и, как правило, в них не так много народу. Можно доехать до Витебского вокзала или до Купчино, кому как удобнее.
Поездка
Как я уже сказал, мы стартовали с Московской площади в 11-00 (т.1). Без особых приключений мы доехали до Софийской улицы (т.15) и направились к выезду из города. Внимание: при езде по Софийской, по направлению из города, надо будет пересечь развязку с КАД – будьте внимательны и осторожны! Вскоре после развязки, начинается комфортная велодорожка, которая тянется далеко вперед (т.23-31). По дорожке, мы ехали до моста через реку Кузьминку, далее через развязку под мостом, свернули на Петро-Славянку и проехали до жд станции Славянка (т.38). Тут нас ожидала первая достопримечательность: депо электричек и поездов дальнего следования, в том числе и знаменитого Сапсана (т.42).
т.42
т.42
Далее мы двинулись по дороге на Металлострой в сторону Усть-Ижоры (т.43-48). В точке 45 находится тюрьма, в точке 46 НИИ высокоточных приборов, а в точке 48 - НИИ электрофизической аппаратуры им Ефремова.
т.48
С дороги на Металлострой мы свернули на Центральный проезд и вскоре приехали в Усть-Ижору. Рядом с жд станцией много интересных зданий, построенных в 30-50х годах ХХ века (т.52). Также, там есть магазины, в которых можно пополнить запасы провизии (т.53).
т.52
т.52
Центральное здание Металлостроя - Дом Культуры имени Маяковского появился в начале 50-х годов. В Металлострое есть пара интересных объектов, на которые можно взглянуть. Это фонтан и беседка в парке отдыха вдоль Центральной улицы. Там же рядом находится супермаркет, где мы закупились едой.
Подзакупившись, мы выехали на Шлиссельбургское шоссе, которое идет вдоль Невы (т.60-67). Шоссе это, конечно, громко сказано. На этом «шоссе» нет ни метра ровной дороги, а покрытие представляет собой просто груду полувывороченных булыжников. Это и есть часть того самого легендарного Шлиссельбургского тракта с сохранившимися оригинальным мощением булыжниками. Хорошо, что ехать по нему не долго, но интересно. С него открывается очень живописный вид на Неву. Вскоре шоссе вывело нас к месту впадения в Неву Ижоры. Интересно, что именно в этом месте нас всегда настигает дождь.
Как уже говорилось выше, там находится храм Св. Александра Невского, построенный в 1799 году (колокольня пристроена в 1836 году), а также в 1990-е годы устроена смотровая площадка с памятником этому князю, а также памятник Петру Великому (т.67). За оградой храма находится памятник-часовня.
т.67
т.67
Именно здесь на Неве в 1240 году происходила Невская битва.
В точке 68, стоит информационный стенд, на котором представлена подробная карта ближайших достопримечательностей. Близлежащая территория считается музеем-заповедником:
т.68
Рядом со стендом находится памятный обелиск работы Антонио Ринальди, поставленный в честь народных ополченцев русско-шведской войны 1789 года (т.69).
т.69
Перекусив и отдохну в Усть-Ижоре мы двинулись в сторону Колпино, нас подгонял начавшийся дождь.
Мы проезжали через поселок им. Э. Тельмана (сейчас там совхоз и племхоз). Первое упоминание об этом поселении найдено в 1792 г. После 1927 года, это были земли подсобного хозяйства Ижорского завода. После 1933 — это колхоз имени Э. Тельмана, объединяющий отделения Пионер, Дружное, Отрадное и совхоз Колпинский.
В 1941 году это место стало передним краем обороны Ленинграда: здесь в конце августа 1941 года советские войска остановили немецкий прорыв на Ленинград.
По вполне сносным дорогам, минут через 40, мы били уже там (т.97). Промчавшись через Колпино, мы пересекли Московское шоссе (т. 129) и оказались в поселке Войскорово (т.137). Здесь нас ждало небольшое приключение: через поселок протекает Ижора, через нее проложен хороший мост, но что бы добраться до этого моста нужно было пройти метро 100 по крутому склону размокшему от грязи. Самые смелые умудрялись проехать по месиву на велосипедах, а кто по рассудительнее, преодолели эти метры пешком (т.142-143).
т.142
После грязевых ванн, через Федоровское (т.154) мы добрались до Павловска (т.166). Поколесив немного по городу, мы приехали к главной цели нашего путешествия – замку Бип - Большой Игрушке Павла (175). К сожалению, в сам замок сейчас не попасть, по этому, мы погуляли по парку рядом с замком и двинулись на электричку (т.185).
т.175
т.175
Желающие поехали до города своим ходом.
Итог
Получилось замечательное начало нового сезона! Много новых людей прибыло в нашей группе, повидались после зимней спячки, и даже погода не смогла испортить нашу поездку. Особенно хочу отметить, что успех любой покатушки зависит от правильного снаряжения. Те из нас, кто хорошо был экипирован, получили больше удовольствия, так как не промокли, не перепачкались и не замерзли.
Полезные ссылки
http://www.forum.aroundspb.ru/index.php?t=msg&th=10523&goto=103019