Покатушка "Весенняя #2"
Покатушки диорама, ДОТ 204, Дубровская ТЭЦ, Кировск, Купчино, Ладожский мост, Ленобласть, Мурзинка, Невский пятачок, радиоцентр, Рыбацкое, Шлиссельбургский тракт, Яблоневый сад
Расстояние: Общий пробег 76 км.
Покрытие: 80% асфальт, 20% грунтовые парковые дорожки
Трек: http://www.gpsies.com/map.do?fileId=tlwivoyosizrujet
Маршрут: Пулковская - Рыбацкое - Усть-Славянка - Усть-Ижора - Понтонный - Отрадное - Кировск - Петрокрепость
Фото: http://vk.com/album-9572046_231551547
Введение
Покатушка несложная, дороги не слуишком загружены трафиком. Маршрут начинается от Площади Победы, через Обухово, идет вдоль южного берега Невы. В Отрадном мы сделали пит-стоп с привалом, перекусили и позагорали на солнце. Далее мы проследовали через Павлово в Кировск, а оттуда через через Ладожский мост мы проследовали к ж/д станции Черная речка.
Причина, почему мы поехали именно в таком направлении в том, что основная часть новых для нас достопримечательностей сосредоточена именно в первой части маршрута. В конце маршрута можно посомтртеь только сам город Кировск и мемориал-диораму рядом с Ладожским мостом. Но там мы, и наверняка, вы, были не раз.
В этой же покатушке мы познакомимся с бывшим Яблоневым садом, побываем в саду "Спратак", пофотографируемся с различными скульптурами на морскую тематику в сквере у Рыбацкого проспкета, пофотографируем старый Володарский мост с противоположного берега Невы (помните мы в одной из покатушек ползали по нему?), в Отрадном устроим пикник на речке Святка, ну и доберемся до финиша.
Маршрут и поездка
Первая точка осмотра на нашем пути - бывший Яблоневый сад. Мы пересекли речку Волковка у ж/д станции "Проспект Славы" (Платформа была основана в 1927 году и до 1974 года именовалась "Купчино"), используя 4-й Волковский пешеходный мост и повернули направо в сторону бывшего Яблоневого сада. Это первая точка останова в нашей сегодняшней прогулке.
По дороге мы пересекли Альпийский переулок, перетекающий в Южное шоссе, бывшая Куракина дорога. Чуть далее перекрёстка Белградской улицы и Альпийского переулка начинается самое историческое место. Именно здесь с незапамятных времён находилась маленькая деревня Купчино, давшая своё имя громадному району Ленинграда – Петербурга.
Немного истории
С 1911 года практически точно по трассе нынешней Белградской улицы от улицы Салова до Альпийского переулка проходила Алмазная улица. Белградская улица прокладывалась в начале 1960-х годов и первоначально проходила от улицы Фучика до улицы Димитрова. В начале 1970-х годов Алмазная улица была упразднена и Белградскую продлили на север от улицы Фучика до улицы Салова. В 1967 – 1969 годах между улицей и железной дорогой был прорыт Волковский канал. В 1969 году на ещё прокладывавшейся тогда Белградской улице был сооружён мост через новый канал. Мост был назван Белградским.
Учитывая то, что почти на всём протяжении с западной стороны улицы течёт канал, а за ним железнодорожные пути, застройка улицы велась только с восточной стороны. На Белградской улице присутствуют только чётные дома.
Первая интересность здесь - экспериментальный дом. В 1973 году по проекту И. Кускова был построен экспериментальный дом – первый в городе из домов 137-й серии - дом 8 корпус 1. На чётной стороне Белградской улицы после перекрёстка с улицей Фучика и до экспериментального дома проходит старая, местами заросшая бетонная дорога.
Сквер, расположенный вдоль Белградской улицы от улицы Турку до недавно построенного дома 26 по Белградской улице, и ограничиваемый домами 16 и 20 к.1 по Белградской улице называется "Яблоневый сад". До войны здесь пролегала Черная речка, отчетливо ограничивающая деревню Купчно с севера на довоенных картах. После ВОВ здесь располагался совхоз "Ударник", которому и принадлежали плодовые деревья. В конце 1960-х годах территорию облагородили: сделали дорожки, установили скамейки. Затем более 20 лет парком никто серьёзно не занимался. Затем, после засыпки реки Волковки, в саду проводились работы по осушению, но деревья тут всё равно не росли. В 2008 году была проведена реконструкция Яблоневого сада. В северной части появился водоём, в саду проложили новые дорожки, разместили новые скамейки, разбили скверы. В южной части парка насыпали громадные кучи земли, больше похожие на горки. Часть деревьев сохранились с момента основная совхоза деревни Купчино.
Обратите внимание, нельзя путать этот исторический Яблоневый сад и современный, расположенный на пересечении ул. Турку и Белградской.
Прокатившись по саду через дворы мы выехали на угол улиц Димитрова и Белгардской. На этом месте находилась Церковь во имя Преподобного Герасима в Купчине, заложенная в 1906 году. Она просуществовала до начала ВОВ. Рядом с ней находилось новое кладбище. Она стояла у начала ул Димитрова ближе к ж/д полотну. Во время войны церковь была полностью разобрана, как и большинство домов деревни.
Выехав из микрорайона, мы проследовали вдоль улицы Димитрова мимо Парка Героев-пожарных. Парк этот интересен многим, помимо симпатичной разбивки, прудов и строительства весьма приятного на вид ЖК "София", он примечателен тем, что здесь располагалось Антенное поле Радиоцентра №3. В состав Передающего цеха радиовещания №3 входили две обособленные и территориально удаленные друг от друга площадки:
- Площадка 1: Сосновка, Октябрьская наб., 72. Географические координаты: 59°52'34" с.ш. / 30°28'14" в.д.
- Площадка 2: Софийская ул., 71. Географические координаты: 59°51'18" с.ш. / 30°25'6" в.д.
Основной технологический комплекс Передающего цеха №3 включал в себя 8 СВ передатчиков мощностью 10 кВт (по 4 передатчика, включая 1 резервный, на площадках №1 и №2). Антенное хозяйство площадки №1 состояло из 6 металлических радиобашен высотой 75 метров каждая. В последние годы осуществлялось вещание:
- Немецкая волна
- RFI на русском языке
- Radio France Internationale
- Би-би-си Русская служба
- Радио Звезда
В 2013 г. радиоцентр прекратил вещание. Весной 2014 г. радиомачты начали сносить. Последняя снесена в феврале 2016 г. Здесь же неофициальное кладбище домашних животных. Также изредка можно увидеть сов.
Более того, на заросшей территории парка сохранился ДОТ-музей № 204 рубежа "Ижора". Уникален он тем, что находится на территории вместе с траншеями, идущими к ЖБОТу, то есть территория вокрауг него не видоизменялась. Двухамбразурный пулеметный ДОТ (ПДОТ-2) № 204 фронтального и косоприцельного огня с амбразурами под шаровые 7,62-мм пулеметные установки НПС-3 построен в августе 1943 г. ДОТ превращен в музейный объект. 18 января 2014 года состоялось "техническое" открытие ДОТа-музея. В настоящее время ДОТ № 204 восстановлен в том виде, в каком он существовал во время блокады Ленинграда. В нем воссозданы все инженерные коммуникации и вооружение - два пулемета системы Максима на станках НПС-3, система охлаждения, фильтро-вентиляционная установка, электропроводка и отопление, элементы быта гарнизона. Ведется восстанавление траншей и создание полевого заполнения на прилегающей территории.
Далее вперед по проспекту Александровской фермы мимо интересных кладбища Памяти Жертв 9 января с колумбарием, Еврейского кладбища (открыто в 1875 г.) с красивейшей Малой синагогой (построена в 1912 г.), повернули на ул. Бабушкина, а затем выехали на Рабфаковскую улицу и искали проезд на другую сторону проспекта Обуховской обороны под КАДом. Оказалось, для этого там есть специальная поперечная пешеходная дорожка сразу за сквером адмирала Колчака. Оказавшись на противоположной стороне, мы поехали изучать сад "Спартак".
Сад "Спартак" расположен справа от Обуховского завода (основан в 1863 году по приказу Александра II, завод был назван в честь русского учёного-металлурга П. М. Обухова, который изобрёл способ производства литой стали для изготовления артиллерийских орудий.) На здания легендарного Концерна "Алмаз-Антей", в состав котрого входит Обуховский завод, тоже интересно посмотреть. Во-первых, из сада "Спартак" открываются интересные виды на КАД и Неву. Во-вторых, через него протекает ручей Спартак, весьма пейзажный, где можно и остановиться, перекусить, сфотографироваться.
Мурзинка, Шлиссельбургский тракт, Рыбацкое и все-все-все
Выехав из сада, мы свернули на Рыбацкий проспект и поехали вдоль Невы. Этот район интересен тем, что это фактически новый район полностью созданный на территории исторчиеских деревень, здесь ранее расположенных. Кстати, сад располагается на территории исторического района Мурзинка.
Историческая справка
Ещё в начале XIX века существовала дорога, соединявшая деревни Мурзинка и Купчино. Вдоль этой дороги, задолго до основания железной дороги и кладбищ находились земледельческая ферма и частные огороды. Во второй половине XIX века вдоль южной границы уже появившегося Преображенского кладбища образовалось поселение – Александровская слобода. Название связано с располагавшимся на Шлиссельбургском тракте Александровским селом. В 1917 году село вошло в черту города Петрограда.
На месте нынешнего проспекта Обуховской обороны в XVIII веке проходила почтовая дорога на Шлиссельбург и Архангельск. С 1733 до 1830-х она именовалась Шлиссельбургская дорога, с 1830-х — Шлиссельбургский тракт. 19 мая 1931 года проспект Села Александровского переименован вместе с другими частями бывшего Шлиссельбургского тракта в проспект Памяти Обуховской Обороны, а в 1940-е годы он получил современное название — проспект Обуховской Обороны. В Александровском произошли основные события «Обуховской обороны» 1901 года.
Вот именно со Шлиссельбургским трактом и связана наша сегодняшняя поездка.
Деревня Мурзинка в свое время принадлежала А. И. Румянцеву и была названа в 1720-х гг. по его имению в Казанской губернии. Мурзинка была отделена Шлиссельбургским трактом от небольшой деревни Бугорки.
Возникновение данной деревни напрямую связано с историей возникновения Рыбацкого поселка в 1716 году. В то время по указу царя Петра I с берегов Оки были перевезены несколько десятков крестьянских семей на берег Невы. На этих землях была основана Рыбная слобода, которая 1829 году переименовали в Рыбацкую слободу.
В 1829 году к Шлиссельбургскому тракту были присоединены Рыбацкая слобода и все соседние поселения. Именно поэтому мы столько всего сегодня увидим, связанного с рыбацким поселком.
Итак, первая достопримечательность, которую мы увидели на Рыбацком проспекте - Дом рыбопромышленника Зотова. Был построен в 1837 году. Интересен памятник тем, что Зотов выбился в люди из простых крестьян и, добившись некоторого благосостояния, построил большой особняк, но с низкими потолками и всеми особенностями крестьянского быта. Сейчас от него остались только полуразрушенные стены, которые особенно интересно выглядят на фоне нового жилого комплекса. Далее вдоль проспекта установлено ряд скульптур времен Екатерины II.
После этого мы въехали в кварталы Рыбацкого. Там рядом с новым жилым комплексом разбит сквер, а в нем - несколько скульптур на морскую тематику. Можно сделать ряд интересных кадров.
Далее мы проехали вперед и свернули на Шлиссельбургское шоссе, бывший исторический Шлиссельбургский тракт, о котором уже шла речь выше. Это дорога, частично вымощенная булыжником еще тех, петровских времен. По ней мы добрались до устья реки Ижоры, где в 2003 году и установлен памятник Александру Невскому. Высота статуи - 9 метров.
За мостом через Ижору масса милых достопримечательностей - Дерево желаний, макет ладьи, памятник Петру I и ямская страция с постоялым двором (ныне музей Александра Невского и Ижорской земли). Пушкин останавливался здесь во время своей поездки в Шлиссельбург для встречи с узником крепости Кюхельбекером.
Далее все очевидно: маршрут, которым мы ездили не раз - по Петрозаводскому шоссе до города Отрадное. В Отрадном у нас был пит-стоп с обедом. Закупились мы в Пятерочке на улице Ленина (очень большой и хороший магазин) и чуть дальше, на пересечении Ленинградского шоссе и реки святки мы нашли отличную зеленую лужайку на берегу для отдыха. Там местные готовят шашлыки. На противоположном берегу Святки - стапели завода "Пелла". Отсюда мы могли наблюдать, как собираются лодки.
Двинулись вперед. До урочища Московская Дубровка ничего интересного. Но вот сам этот мемориальный компекс, называемый "Невский пятачок", где шли ожесточенные бои за прорыв блокады Ленинграда, достоен внимательного посещения. На территории комплекса расположены братские моглилы, различные скульптурные композиции, памятники и аллея из белых деревьев, ведущая к Неве. На противоположной стороне Невы - п.г.т. Невская Дубровка, где также находится много памятников , посвященных тм тяжелым дням нашей истории. Можно найти могилу и памятник пограничнику Гарькавому на месте его гибели. Серый гранитный памятник, на табличке из красного гранита надпись: "В этом месте 29.10.1941 погиб смертью храбрых командир 7 пограничного полка 1-й (36-й) стрелковой дивизии майор Алексей Дмитриевич Гарькавый."
Следующая точка осмотра - Дубровская ТЭЦ, одна из первенцев отчественной энергетики плана ГОЭЛРО. Чем она примечательна? Она стала первой электростанцией, которая полностью была построена без всякого участия иностранных специалистов и оборудование которой впервые было произведено на отечественных заводах, запущена в 1933 году после Волховской ГЭС. Вторая её особенность - эта станция была захвачена немцами в 1941 году и 16 месяцев ипользовалась ими для обстрела Невского пятачка. В 1944 она была полностью разрушена и позже отстроена вновь. Ну и наконец, Дубровская ТЭЦ стала первой переоборудованной с твердого топлива на газ. Об устройстве этой станции мы рассказываем на нашей покатушке :)
Ну а дальше, все просто - город Кировск, диорама, Ладожский мост, ж/д ст. Черная речка
Полезные ссылки
Яблоневый сад http://www.kupsilla.ru/sad.htm
Карта города 1940 г. http://www.kupsilla.ru/map/1940_1.jpg
Радиополе http://www.kupsilla.ru/radio.htm
Восстанвление ДОТа http://www.kupsilla.ru/article29.htm
ДОТ №204 http://www.lendot.ru/ru/documents/objects/dot204/
Дубровская ТЭЦ http://www.dubrovtec.ru/content/istoriya-kompanii