Покатушка "В Пушкин к МОЖД"

Неинтересный пост
4
Интересный пост

Карта: http://maps.yandex.ru/-/CBwLEQK0

Трек GPS: скачать

Нитка: м. Обводный Канал (0) – ул. Седова (9) – Невский путепровод (12) – м. Купчино (19) – Шушары (22) – Пушкин (31) – м. Московская (47)

Кратко: легкая покатушка с осмотром исторических поездов на Сортировочной и смотром вокзала МОЖД и поездочков и обратно. Частично проходит пл велодорожке вдоль Витебского пр. По желанию можно продолжить до Павловского парка.

Фишка покатушки в осмотре новой Малой Октябрьской Железной дороги, которую в 2008 г. перенесли в Купчино-Пушкин вместе со всей новой их инфраструктурой.

Введение

Очень небольшая и простая покатушка, рассчитанная на половину выходного дня. Дорога легкая и безопасная. Большая часть маршрута пролегает в городе или ближайших окрестностях. Трястись несколько часов в электричке никуда не надо.

Покатушка состоялась 9 октября 2011 года. Участвовало 4 человека: я, Дима, Саша и Коля. Погода была отличная, светило солнце, ветра не было, довольно комфортная температура для середины осени. Дорога все время 100% асфальт, без горок (единственная горка была на подъезде к Пушкину). При желании, можно ехать и по тротуару и по проезжей части. В общей сложности, за покатушку я проехал 51 км, а времени она заняла всего 3 часа.

Немного истории

Железнодорожная станция Сортировочная - самая старая сортировочная станция в стране. Она построена одновременно с Николаевской железной дорогой. На ней впервые России применена сортировочная горка, построено специальное депо для паровозов, применялось множество других оригинальных технических решений. Станция является очень важным транспортным узлом на всем северо-западе. Очень многое по этой теме можно узнать из книги «История Железнодорожного Траспорта России 1836-1917» 1994 года.

Римско-Католическая Церковь Святейшего Сердца Иисуса. В 1907 г. был заложен каменный храм - костел святого Сердца Иисуса на углу улиц Кладбищенской (Бабушкина) и Большой Щемиловской (Фарфоровской). Участок под строительство был отведен казной. Проект составил арх. Стефан Галензовский. Храм задумывался с высокими готическими башнями-колокольнями и декоративным убранством. Однако, средств от пожертвований на строительство не хватало, поэтому оно затянулось до 1917 г. и от башен пришлось отказаться. Освящен храм был уже после революции. В 1929 г. храм хотели закрыть, передав здание под Дом Физкультурника, но этого не произошло. В 1936 г. произошел пожар, здание опечатали, а в 1937 г. храм закрыли. Здание было передано Промкомбинату, потом в нем было устроено общежитие "Ленгаза" В 1970-х гг. размещался трест "Спецстрой". В 1993 г. была зарегистрирована католическая община, которой выделили часть здания.

О главном. МОЖД

Малая Октябрьская детская железная дорога была построена в Ленинграде в 1948 году. Первоначально она по большей части проходила по трассе бывшей Приморской железной дороги и использовала узкую колею - 750 мм. С тех пор её несколько раз укорачивали. Изначально в ней было всего 2 станции: Озерная и Юный. В 1999 году была проведена ещё одна серьёзная реконструкция дороги, в ходе которой дорогу впервые в её истории удлиннили, на 4,2 км – появился участок трёхниточного пути колеи 750/1520 мм. Появились новые станции Береговая, Лесная Шувалово. В трехниточном уложено три рельса, а не два как обычно. Расстояние между головками крайних соответствует широкой колее – 1520 мм, а расстояние между средним рельсом и одним из крайних – узкой колее – 750 мм. Благодаря этому, по такой ветке могут ходить составы как широкой, так и узкой колеи. Однако вскоре из-за несогласованности с ОЖД поезда МОЖД стали ходить по прежнему маршруту: Озерная-Юный, а остальной участок простаивал.

В связи с активно развивающейся жилой застройкой территории и до неприличия малой длиной железной дороги в последнем её варианте, было принято решение о строительстве новой МОЖД.

В 2008 году началось строительство новой трассы Малой Октябрьской железной дороги от Купчино до Детского Села, которая частично пройдёт по трассе Императорской ветки Царскосельской железной дороги. 12 июля 2011 года южная трасса Малой Октябрьской железной дороги (Купчино - Царское село) была торжественно открыта.

Местом для новой трассы Малой Октябрьской железной дороги выбрана территория в полосе отвода железнодорожной линии между платформами Купчино и 21 км. Такое расположение детской железной дороги выбрано не случайно. Именно здесь проходила насыпь первой в России железной дороги, проложенной в 1837 году между Петербургом и Царским Селом.

Протяженность новой трассы Малой Октябрьской железной дороги составляет 9,8 км. Это вторая детская железная дорога по протяженности в России (после ДЖД в городе Свободный Амурской области).

Новая Малая Октябрьская состоит из трех раздельных пунктов с разнообразной инфраструктурой.

Станция Молодежная впервые на сети ДЖД выполнена тупикового типа. Она состоит из двух приёмо-отправочных путей с боковыми пассажирскими платформами и одного отстойного (обгонного) пути.

Разъезд Юный состоит из одного главного и одного приёмо-отправочного пути с островной пассажирской платформой между ними.

На конечных станциях Царскосельская и Молодежная применены совмещенные вокзальные комплексы с постами электрической централизации. В вокзальных комплексах размещены все технические помещения, зал ожидания для пассажиров и кафе. На всех пассажирских платформах применено светодиодное освещение.

Раздельные пункты Молодежная и Юный оснащены микропроцессорной системой централизации стрелок и сигналов типа ЭЦ-ЕМ, управляемые с единого поста ЭЦ, расположенного в вокзале станции Молодежная, а перегон между ними – полуавтоматической блокировкой системы РПБ ГТСС с УКП-СО.

Конечная станция Царскосельская, расположенная на окраине города Пушкин, имеет два сквозных приёмо-отправочных пути с боковыми пассажирскими платформами, один тупик для оборота локомотивов и пять деповских путей с заходом в ангар, в т.ч. три для отстоя вагонов и два для отстоя локомотивов. В вокзале станции Царскосельская располагается пост ЭЦ для управления маршрутно-релейной централизацией системы ЭЦ-12-2003, причем стрелки на деповских путях специально не централизуются для возможности приобщения юных железнодорожников к работе стрелочника. На перегоне Юный – Царскосельская смонтирована автоматическая блокировка с тональными рельсовыми цепями и централизованным размещением аппаратуры (АБТЦ) с четырьмя проходными светофорами в каждом направлении.

Детская железная дорога оборудована всеми видами связи: оперативно-технологической, двусторонней парковой, вокзальной оповестительной, поездной и маневровой радиосвязью.

Поездка

Местом сбора мы выбрали метро Обводный Канал (т.1) и в назначенный час тронулись к точке 16. Там мы посмотрели на вагоноремонтное депо и разную железнодорожную технику. Для справки: лучше всего видно с Цимбалинского моста, а если сразу после него свернуть влево на неприметную дорогу и съехать вниз, там тоже много чего интересного. Далее в точке 18 м пофотографировались со старинным паровозом. Рядом с ним в соседнем здании располагается железнодорожный колледж и вагоноремонтный завод, видимо его поставили специально для обучения будущих мастеров.

т.18

После паровоза, мы доехали по улице Бабушкина до Римско-Католической Церкви Святейшего Сердца Иисуса (т. 21). Внутрь, к сожалению, попасть нельзя, но через разбитые окна хорошо видно что там только голые стены…

т.21

Далее мы устроили небольшой завтрак-обед на берегу пруда (т.23) и направились к путепроводу через станцию Сортировочная (т.26). Проехав примерно треть моста, будет винтовой спуск вниз, который привел нас прямо к стоянке нескольких паровозов конца 19го и начала 20го веков. К ним можно спокойно подойти и пофотографироваться, охрана там есть в виде вахтера, но он нам ничего не сказал.

т.26

т.26

т.26

Наигравшись с паровозами, мы поехали в Купчино через Южное шоссе (т. 28-35) и Малую Балканскую улицу. Потом пересекли жд пути по подземному переходу (т.41) и въехали на путепровод, откуда открылся вид на станцию Молодежная, Малой Октябрьской Железной Дороги (т.44).

т.44

После этого нас ждал очень трудный момент, а именно проехать развязку Витебского проспекта, КАД, Школьной улицы и Пушкинской улицы. Тут правило простое: до КАД ехать по обочине и держаться левой стороны, потом будет надземный пешеходный переход (т.48), потом подземный пешеходный переход который привел нас на Школьную улицу. Она через 200 метров становится Пушкинской улицей (т.50), и по ней едем до шоссе в сторону Пушкина. Вдоль шоссе с обоих сторон отличная велодорожка, но будьте внимательны, на ней частенько попадается битое стекло. В точке 68 нам пришлось заехать на горку, затем мы свернули влево и снова вкручивали до станции Царскосельская (т.76).

Снова перекусив, мы двинулись в обратный путь, но уже через Петербургское шоссе и Пулковское шоссе. Обратите внимание, движение автомобилей там очень интенсивное и обочина довольно узкая. Завершилась наша прогулка у памятника Ленину, у метро Московская.

Итог

Покатались очень непринужденно и легко. Зато повидали много чего интересного. Накрутил чуть более 50 км, и почти не устал, в середине дня был дома. Очень рекомендую прокатиться по этому маршруту.

Полезные ссылки

История ЖД транспорта России

МОЖД в Википедии

Римско-католическая церковь во имя Сердца Иисуса

Новая МОДЖ в Купчино

Старая МОДЖ

Дополнения

Карта Новой МОДЖ

twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru liveinternet.ru livejournal.ru google.com yandex.ru