Покатушка «В гости к Павлу Петровичу»
Карта:
http://www.gpsies.com/map.do?fileId=qvftznjfhqqzmfxu
Нитка: Ст. Можайская (0) – Мурилово (2) – Карвала (4) – Санаторий им. Свердлова (8) – Вайалово (17) – Гатчина (20) – вокзал (25)
Введение
Это скорее не покатушка, а просто небольшая прогулка. Маршрут примерно на треть дня. Особенно подходит жителям южных районов города – до точки старта можно легко доехать своим ходом. Места многолюдные, хорошо обжитые, с развитой инфраструктурой и богатой историей.
Мероприятие состоялось 5 августа 2012 года. Участвовало два человека: я и Саша. Погода была идеальная – солнечно (но не пекло), без ветра и осадков. Дорога без горок (если не считать Воронью гору), 80% асфальт приемлемого качества и 20% хорошие грунты. Расстояние получилось около 30 км. Ехали мы не спеша и надолго останавливались у достопримечательностей, так что весь путь занял 5 часов.
Немного истории
Усадьба в селе Тайцы создавалась по проекту архитектора Ивана Старова в 1774-1778 годах для А.Г. Демидова, правнука знаменитого горнозаводчика Никиты Антуфьева. В Тайцах берут свое начало знаменитые Тайцкие ключи, которые питали пруды Царского Села по Тайцкому водоводу, построенному инженером Бауэром в екатерининские времена. Сейчас ключи сильно ослабли и уже не могут поставлять воду в пруды. Главный дом усадьбы Демидовых в Тайцах дошёл до нас в практически первозданном виде. У лестницы дома на тумбах установлены сторожевые львы из гранита. Внутри усадьбы сохранилась красивая винтовая лестница.
Сейчас усадьба Демидова в селе Тайцы пустует, но ранее она использовалась, как санаторий для легочных больных. На противоположной стороне дома от лестницы со львами раньше стояли на постаменте мраморные солнечные часы. Запущенный парк усадьбы в общих чертах сохранил вид, преданный ему в конце 18 века. Сохранились даже некоторые из когда-то многочисленных парковых сооружений. Особо сильное впечатление производят готические ворота. Также приковывает внимание мост в парке. Впрочем, большинство парковых построек не сохранились до наших дней. Исчез Башенный мост, походивший на мосты рыцарских замков, белый павильон, представлявший собой парковое сооружение в виде полуротонды, молочня. Больше нет каскада, как водного перепада, так и беседки над ним.
Гатчина. Самые ранние археологические на территории Гатчины датируются XIII веком, но первое документальное свидетельство о существовании поселения появляется в 1499 году.
В течение нескольких веков Ижорские земли, на которых находилось село Хотчино, было предметом территориальных споров между Россией и Швецией. В 1617 году был подписан Столбовский мирный договор, по которому эта территория передавалась Швеции. В 1702-1703 гг., в ходе Северной войны, Ижорские земли вновь перешли к России. Здесь была основана новая столица страны — Санкт-Петербург, что оказало значительное влияние на развитие прилегающей территории.
В промежутке между 1712 и 1714 годами Гатчинская мыза с приписанными к ней 23 деревнями стала собственностью сестры Петра I Натальи Алексеевны, тогда началось её благоустройство. После смерти царевны в 1716 году мыза была приписана в придворному госпиталю, а её владельцем становится лейб-медик Петра I, глава аптекарского приказа Роберт Арескин. В 1717 году мызу отдали президенту медицинской канцелярии и аптеки И. Л. Блументросту, который пользовался ею до 1732 года.
В 1734 году императрица Анна Иоанновна пожаловала Гатчинскую мызу с приписанными к ней деревнями обер-шталмейстеру князю А. Б. Куракину в личное потомственное владение. В 1765 году это владение было куплено в казну Екатериной II.
В 1765 году Екатерина II подарила это обширное имение Григорию Григорьевичу Орлову в благодарность за участие в дворцовом перевороте 1762 года. Летом 1766 года началось строительство дворца в Гатчине по проекту архитектора Антонио Ринальди, создание первого в истории русского паркостроения пейзажного парка и благоустройство охотничьих угодий.
После смерти Орлова в 1783 году Екатерина II выкупила Гатчину у его наследников и подарила её своему сыну, великому князю Павлу Петровичу. В 1780-х гг. здесь работал архитектор Малого двора Ф. Виолье, а в следующем десятилетии ведущая роль перешла к Винченцо Бренна. По его проектам здесь были созданы многие парковые постройки, а в 1795 году начинается реконструкция дворца. С пребыванием Павла в Гатчине связано появление гатчинских войск.
6 ноября 1796 года Павел I становится российским императором, а 11 ноября он издаёт указ, гласивший: «Собственную нашу мызу Гатчину переименовать городом повелеваем». Город тогда состоял из нескольких отдельных частей: Ингербург, Большой проспект, Бомбардирская улица (слобода), Малогатчинская улица. В 1797 году в городе насчитывалось 237 домов обывателей. В 1798 году главные улицы города были вымощены булыжником и имели стоки для воды, было поставлено 600 фонарей. В 1790-е годы в Гатчине существовали небольшие суконная и шляпная фабрики, фарфоровый завод.
В 1797—1799 годах по проекту архитектора Николая Александровича Львова построен Приоратский дворец, ставший одним из символов Гатчины. 13 декабря 1800 года Павел I утвердил герб Гатчины.
После убийства Павла I в 1801 году Гатчина перешла во владение его вдовы императрицы Марии Фёдоровны. Для нужд её благотворительной деятельности в городе началось большое строительство. Были открыты богадельня, дом для слепых, Сельский воспитательный дом.
В 1828 году владельцем Гатчины стал император Николай I. В 1838 году от Гатчины до Царского Села началось движение дилижансов. В 1844 году по проекту архитектора Кузьмина была проведена перестройка Дворца, а в 1852 году построен Собор Святого апостола Павла. 1 ноября 1853 года было открыто движение по Варшавской железной дороге от Санкт-Петербурга до Гатчины, а 12 декабря 1872 года начала работу Балтийская линия железной дороги.
В 1881—1894 годах Гатчина принадлежала императору Александру III. В начале своего правления он жил в Гатчине почти безвыездно, за что его стали называть «гатчинским затворником». При нём во Дворце был проведён необходимый ремонт и благоустройство, приведены в порядок парковые павильоны. В 1881 году в городе началась прокладка канализации, в 1890 году начал действовать городской водопровод. В 1886 году заработал телефон. В 1881 году на Серебряном озере изобретатель Степан Карлович Джевецкий продемонстрировал свою подводную лодку. В 1890 году в Гатчине проходили испытания винтовок Мосина.
В 1910 году в Гатчине был сооружён военный аэродром, начала работу первая в России воздухоплавательная школа, полёты в Гатчине совершали Пётр Николаевич Нестеров, Лидия Виссарионовна Зверева и другие известные лётчики. В 1914 году по проекту архитектора Леонида Михайловича Харламова был построен Собор Покрова Пресвятой Богородицы. 15 сентября 1916 года состоялось открытие платформы Татьянино.
4 ноября 1922 года в честь пятилетия Октябрьской революции были переименованы многие улицы города. А в 1923 году и сам город был переименован в Троцк в честь советского политического деятеля Льва Давыдовича Троцкого, деятельность которого начиналась в Гатчине. Тогда же город стал административным центром Троцкого уезда, а в сентябре 1927 года — Троцкого района.
В 1929 году Троцкий был выслан за пределы СССР, и город был переименован в Красногвардейск. В 1930-х годах был построен Дом культуры. В 1937 году началось движение электропоездов от Гатчины до Санкт-Петербурга по Балтийской линии. В октябре 1938 года город был преобразован в самостоятельную административно-хозяйственную единицу с непосредственным подчинением его городского Совета Ленинградскому областному Совету. В конце 1930-х годов в Гатчине началось регулярное автобусное движение.
Воронья гора — холм высотой 147 м над уровнем моря, расположенный у самой железнодорожной платформы Можайская.
Расположена рядом с Ореховой горой, которая, наряду с горой Кирхгоф, образуют Дудергофские высоты. Возникновение Вороньей горы — результат деятельности ледника последнего поздневалдайского оледенения, у края которого в одну из его остановок нагромоздился моренный материал. По мнению некоторых исследователей, он был дополнительно перемещён наступившим льдом, что позволяет рассматривать Воронью гору как морену напора.
В ясную погоду с вершины Вороньей горы открывается обзор в радиусе до 30-40 км, хорошо различимы южные районы Санкт-Петербурга. С её вершины открывается вид на Санкт-Петербург, что превращало её в важный стратегический объект, поскольку с неё можно было обстреливать город из дальнобойных орудий.
В начале Великой Отечественной войны в районе Вороньей горы была размещена батарея «А», оснащённая орудиями с крейсера «Аврора» (в память о моряках-артиллеристах в 1974 сооружён мемориал). В сентябре 1941 г. после ожесточённых боев немецко-фашистские войска заняли Воронью гору и превратили её в укреплённый опорный пункт. Немецкие корректировщики вели с Вороньей горы наблюдения за обстрелами Ленинграда.
Ныне склоны Вороньей горы обжиты, среди сохранившихся остатков лесов имеются реликтовые заросли лещины. Рядом расположена Ореховая гора высотой 176 м. Из старых деревьев по южному и восточному склонам сохранились несколько сосен в возрасте 100—150 лет. На северном склоне сохранились группы и единичные деревья 100—150 лет, в основном, липы мелколистные. Южный склон отрога покрыт зарослями лещины обыкновенной, с возобновлением клена остролистного, рябины обыкновенной. Насаждение двух других боковых отрогов представляет собой самосевное возобновление клена, ясеня, рябины, групп старых лип, сосен, елей.
Как добраться
Как уже упоминалось выше, доехать можно своим ходом через Красное Село. Мы же ехали на электричке в 10:40 с Балтийского вокзала (направление Гатчина-Балтийская), до станции Можайская (прибывает в 11:15). Обратно мы ехали из Гатчины, на электричке в 16:00 со станции Гатчина-Балтийская (конечная) до Балтийского вокзала. На этом направлении, как правило, народу немного и всегда можно сидеть и разместить байки.
Поездка
Первая интересность ждала нас уже в точке старта. Это здание вокзала станции Можайская (т.1). Внешне оно выглядит весьма эффектно, но без надлежащего ухода находится в плачевном состоянии.
т.1
Сразу напротив здания вокзала, через дорогу, находится тропинка ведущая на Воронью гору (т.2). На всех тропинках на гору стоит знак, что на велосипедах нельзя. По этому, придется везти байки рядом. И не вздумайте съезжать на них с горы! Во-первых, там очень крутые склоны с кочками и камнями. Во-вторых, все спуски с горы, по которым можно съехать, так или иначе выходят на проезжую часть и если вы выскочите на дорогу перед машиной, последствия будут весьма плачевны. По Вороньей горе стоит побродить продолжительное время. На ней и вокруг нее очень много разных интересностей связанных с различными периодами нашей истории. Информацию обо всех них можно легко найти в инете, мы же не стали надолго там задерживаться, так как уже много раз здесь бывали.
т.2
Дальше наш путь лежал в поселок Мурилово к памятнику орудию с крейсера Аврора, которое было установлено тут в 1941году (т.11). Памятник включает в себя непосредственно сам памятник. мемориальные доски, якоря и какое то непонятное сооружение состоящее из солдатских касок и железных штырей.
т.11
Проехав через деревню Карвала, мы выехали на грунтовку между полями (внимательно (!) смотрите карту, т.19) и через 3 километра были в усадьбе Демидовых в поселке Тайцы(т.29). На въезде в усадьбу стоят закрытые ворота, но пусть они вас не пугают, в них есть калитка, которая всегда открыта. На территории усадьбы живут какие-то люди и даже располагается несколько дач. Аборигены привыкли к велосипедистам и практически на нас не реагируют. В усадебном парке из интересностей мало что сохранилось. Стоит отметить только готические ворота, мостик и сад яблоневых деревьев. Внутри здания тоже почти ничего не осталось из интерьеров, но зато первоначальная планировка сохранилась почти не тронутой. К сожалению. Здание быстро ветшает и разрушается, не исключено, что через пару лет усадьба обветшает до состоянии руин. Значительный вклад в разрушение усадьбы вносят «туристы» которые пролезают внутрь и устраивают там полный разгром.
т.29
т.29
т.29
т.29
т.29
т.29
Теперь наш путь лежал в Гатчину. По Санаторной улице, которая ведет от усадьбы прямо к жд станции Тайцы, мы доехали до шоссе и свернули на лево. Почти сразу после поворота, находится ДОТ времен Второй мировой (т.31).
т.31
Следующие 8 км, мы ехали просто по прямой без всяких приключений. Хочу отметить, что эти 8 километров имеют просто ужасный асфальт, плюс к этому там большой поток машин и чувствуешь себя не комфортно. И вот мы в Гатчине (т.36).
Гатчина чрезвычайно интересный город. И думаю, любому было бы скучно просто перечитывать список интересностей который я тут приведу. По этому, я рекомендую, выделить на Гатчину побольше времени и просто по ней поколесить. Без всяких путеводителей и карт. Я сам так часто делаю, и каждый раз открываю для себя что то новое. В Гатчине буквально на каждой улице есть какая-нибудь интересность: памятник, стела, старинное здание, дворец или парк. Заблудиться там трудно, так как все дороги ведут в двум вокзалам: Гатчина-Балтийская и Гатчина-Варшавская.
Единственное, что хочу особенно отметить это Дворцовый парк (т.39-49). В нем, в отличие от Петергофского парка, можно спокойно кататься на велосипеде и вход туда свободный. Этот парк чрезвычайно обширен и богат всякими достопримечательностями, он очень ухожен и видно что за ним следят. По будням народу там почти нет. А вот по выходным толпы и с велосипедом лучше быть осторожнее.
т.38
т.37
т.37
т.46
т.41
т.50
т.39
Накатавшись по Гатчине, мы сели на электричку в 16:00 на станции Гатчина-Балтийская и меньше чем через час были в городе. Для любителей повкручивать, обратно можно ехать своим ходом.
Итог
Получилась небольшая, расслабленная и очень интересная поездка. Мы почти не устали и еще половина дня была свободна. Кроме того, мы намети еще несколько перспективных маршрутов связанных с Гатчиной.
P.S. Каждый год в середине ноября, в Гатчине проходит реконструкция гражданской войны. Вход туда свободный. Время и место начала можно узнать «В контакте», примерно за месяц, там появляется встреча в которую может вступить любой желающий.