Неинтересный пост
16
Интересный пост

Карта: http://maps.yandex.ru/-/CVfg7YjQ

Трек для навигатора: http://www.gpsies.com/map.do?fileId=piywgecqnuhgeysk

Нитка маршрута: Сиверский (0) – Выра (7) – Рождествено (10) – Большое Заречье (27) – Калитино (37) – Пятая Гора (45) – Елизаветино (51) – Шпаньково (58) – Гатчина-Балтийская (75)

Введение

Это один из интереснейших маршрутов по Ленобласти. К плюсам его можно отнести: обилие интересностей, разумное расстояние, оптимальный ландшафт, небольшую удаленность от Петербурга, хорошо развитую инфраструктуру и большую часть пути минимум машин и людей. К минусам: для новичков расстояние может оказаться великовато и в паре мест придется ехать по трассе где много машин. Перед поездкой, настоятельно рекомендую заглянуть на Викимапию что бы иметь представление о более точном расположении объектов и пользоваться нашим треком для навигатора. Сложность 5 баллов из 10.

Покатушка состоялась 10 мая 2014 года. Участвовало 4 человека: я, Женя, Наташа и Таня. Первую половину поездки погода была идеальная, а вторую половину иногда накрапывал мелкий дождик. Дорога почти везде хороший асфальт, только между Пятой Горой и Елизаветино пара километров вполне сносный лесной грейдер. Горок почти не было, разве что только при подъезде к Рождествено есть пара спусков и подъемов. Весь маршрут занял 8 часов, итоговая дистанция получилась 80 км.

Как добраться

До Сиверского легко добраться на электричке с Балтийского вокзала. Направления на Лугу, Мшинскую, Сиверскую. Мы ехали на электричке которая отправлялась в 9:20. А из Гатчины можно уехать со станции Гатчина-Балтийска (она конечная и поезда на ней ходят не часто) или Гатчина-Варшкавская (она промежуточная и поезда там ходят примерно раз в 50 минут или чаще). И с той и с другой станции электрички прибывают на Балтийский вокзал, время в пути около часа.

Поездка

Мы выгрузились из электрички в 10-45 на станции Сиверская. Здесь много магазинов (есть даже веломагазин) и можно запастись всем необходимым, дальше приличных торговых точек будет мало. Всего в двух километрах от станции, рядом с дорогой, нам повстречался памятник в виде самолета МиГ-15 установленный в 1968 году (точка 4 на яндекс-карте). Замечу, что дорога от Сиверского до Выры большей частью довольно плохая, нужно ехать осторожно.

МиГ-15 в Сиверском

В Выре мы осмотрели музей «Дом станционного смотрителя» (т.11). Он был создан в октябре 1972 года в здании Вырской почтовой станции, которая открылась в 1800 году на Белорусском почтовом тракте, она была третьей по счёту станцией от Санкт-Петербурга. Экспозиция посвящена роману Пушкина «Станционный смотритель». Музей работает с 10 до 17, выходной в понедельник и вторник.

Музей станционного смотрителя

Дальше пришлось проехать 3 километра по Киевскому шоссе. На нем всегда много машин и что-нибудь ремонтируют, нужно быть максимально внимательными. И вот мы приехали в Рождествено. Первое что попадается на пути это Церковь Рождества Богородицы, построенная 1883 году. На ее месте до этого также стоял храм, но он не сохранился. В церковном дворе располагается живописный склеп из черного камня (т.13). Напротив церкви, на холме высится господский дом усадьбы Рождествено. За домом есть парк (надо сказать весьма ухоженный и со всеми удобствами). Если идти по главной аллеи парка, она приведет к знаменитым пещерам и источнику который из них бьет (т.14). Раньше эти пещеры были гораздо больше, в настоящее же время многие входы и галереи осыпались и в них не попасть.

Церковь Рождества Богородицы

Усадьба Рождествено

Пещеры

Проехав по Киевскому шоссе чуть дальше усадьбы, справа по ходу движения, мы нашли старинное кладбище и церковь с часовней. Часовенка была построена еще сыном Петра Первого, царевичем Алексеем. А церковь (Вознесения Господня) Екатериной Второй. На самом кладбище сохранилось много старинных могил.

Часовня царевича Алексея

Церковь Вознесения Господня

Следующим этапом нашего пути была усадьба Выра (т.19-21). К сожалению, от нее остался только сильно заросший парк и пара строений: красивый погреб и кусочек оранжереи. Если очень постараться, в парке можно найти остатки искусственных холмов и прудов. Там где из усадебного парка спуск к реке расположена Вырская ГЭС. Она построена в 1936 году, выведена из эксплуатации в 70-е годы, сейчас прибывает в довольно плачевном состоянии.

Вырская ГЭС

Погреб усадьбы Выра

Теперь нас ожидало продолжительное вкручивание до деревни Большое Заречье (т.21-39). На этом отрезке очень хорошие дороги, ровная поверхность и почти нет машин – можно разогнаться. Правда, по пути не будет ничего интересного, разве что песчаный карьер, куча бобровых плотин и старый Ивангородский тракт (что б его найти придется очень попотеть).

И вот мы в Большом Заречье. Собственно, эта деревня и знаменита тем что ее нет. В 40-х годах, во время оккупации, ее сожгли вместе со всеми жителями и сейчас на месте деревни мемориал (т.26). Если перейти от мемориала на противоположенную сторону дороги и немного поискать, можно найти остатки деревни. За мемориалом (густая рощица посреди поля) остатки усадьбы Большое Заречье. Чуть дальше по дороге небольшое кладбище, там сохранилось много могил 200летней давности. Теперь опишу как найти исток Оредежа: по дороге проехать до конца кладбища, встать к кладбищу спиной и лицом к полю (получилось, что вы приехали с права и едете налево), дальше идти прямо по полю (тропинки там нет!) метров 300-400. Вы выйдете к озерцу, немного заболоченному по краям, надо идти вдоль берега (он будет справа) и вскоре начнут попадаться круглые купели диаметром 2-3 метра. Всего их 8, это ключи которые являются истоком Оредежа. Тут очень хорошее место для привала (т.42).

Мемориал в деревне Большое Заречье

Старинное кладбище

Исток Оредежа

Отдохнув, мы бодро доехали до деревни Калитино. Здесь когда-то была усадьба Толля. От нее остался сильно перестроенный дом и часть парка (т.54). В этом поселке много магазинов, но пусть это вас не смущает. В ассортименте там преимущественно алкоголь и местный контингент соответствующий… Буквально в паре километров, в деревне Курковицы, находится Богородитский Пятигорский женский монастырь (т.57). Он был основан в конце 19го века, но в лихие 30-е и в войну был сильно разрушен. Сейчас его по немногу восстанавливают. Пройти на территорию можно свободно, только желательно спешиться.

Усадьба Толля

Богородитский Пятигорский женский монастырь

Следующим пунктом нашей программы являлись непонятные курганы выложенные камнем (т.61 + см.трек). Я предполагаю, что это какое-то захоронение, но информации мне найти не удалось. Напротив курганов, через дорогу, остались заброшенные карьеры, ныне превратившиеся в пруды. От них мы вернулись немного назад и свернули в поселок Пятая Гора с одноименной усадьбой (т.62). По некоторым сведениям, первым здешним барином был граф Яков Брюс – один из ближайших сподвижников Петра Первого, полководец, изобретатель и создатель русской артиллерии. Последним известным владельцем Пятой Горы был Федор Брискорн, гражданский губернатор Кавказской губернии с 1812 про 1824 гг., а потом – его вдова Ольга, которая и заказала в память о муже роскошную церковь-ротонду, невиданную в здешних деревнях. К сожалению, при строительстве использовался в большом количестве мергель, который давно уже раскрошился. именно поэтому церковь все время проседает то на один бок, то на другой, каким-то фантастическим образом сохраняя при этом свою красоту. Глядя на ее нынешнее состояние, трудно представить, что еще в 60-е годы XX в. она действовала. В 30-е гг. XIX в. здесь бывал Александр Пушкин. В 1843 г. Пятую Гору проезжал майор Николай Мартынов, убивший на дуэли в Пятигорске двумя годами ранее Михаила Лермонтова и приговоренный за это к очень жесткому покаянию по линии РПЦ. К настоящему времени, кроме развалин церкви, от усадьбы почти ничего не сохранилось. Только в парке еще можно встретить 150-200 летние деревья.

Усадьба Пятая Гора

Что бы из Пятой Горы добраться до Елизаветино у нас было два пути. Первый – через саму деревню Пятая Гора, а дальше по лесной дорожке пару километров. Второй – через соседнюю деревню Озёра и потом тоже через лес километра три. Я ездил обоими путями и могу с уверенностью сказать, что проще ехать первым путем (очень рекомендую воспользоваться навигатором).

В Елизаветино (старое название Дылицы) мы посмотрели Церковь Владимирской Божьей Матери (т.74) которая была построена и освящена в 1765 году. Строилась в течении 3-х лет. Церковь однонефная, одноапсидная, с сильно развитым трансептом и примыкающей с запада трехъярусной колокольней. Трансепт имеет окна второго света, а также овальные окна с замковыми камнями во фронтонах. Барабан перекрыт куполом с люкарнами и увенчан маленькой главкой. Трапезная перекрыта цилиндрическим сводом с распалубками над окнами. В отличие от Дылицкого дворца, церковь во имя иконы Владимирской Богоматери ни разу не перестраивалась.

Церковь Владимирской Божьей Матери

Усадьба Елизаветино (т.75) была создана еще в 1712-1718 годы ее первым владельцем Г.И. Волконским. Новые постройки - каменные господский дом и церковь - появились в 1760-е годы, когда владельцем имения стал В.Г. Шкурин. Тогда же был видоизменен облик регулярного парка, ему приданы черты пейзажности. В 1850-е господский дом был сильно перестроен, Одновременно был насажен новый парк. Он значительно отличался от старого. Здесь были свободные пейзажные ландшафты, в композиции которых участвовали массивы и группы различных пород деревьев, насыпные горки, горбатые мостики, пруды с островами. С ними соседствуют и столетние ели. К сожалению, на территорию усадьбы попасть нельзя так как она является чьей-то собственностью. Но рядом с ней расположены остатки хозяйственных построек 18го века и их посмотреть можно.

Из поселка очень удобный выезд на шоссе. Здесь относительно немного машин и хороший асфальт, так что можно ехать быстро (т.77). А едем мы совсем не далеко, до деревни Шпаньково. Здесь располагается Кирха Святой Марии (т.80). С дроги она не видна, поворачивать к ней надо в самом конце поселка. Как ориентир можно использовать железную дорогу. Кирха финского лютеранского прихода Spankkova. Построена в 1833 году из местного известняка. Славилась паркетным полом, красивой люстрой, богатой библиотекой и органом. Закрыта в 1937 г. В войну не пострадала, только орган украли немцы. После войны стены кирхи разбирались местными жителями на хознужды. Руины бывшей кирхи Святой Марии. Этот храм был построен из местного бута в 1833 году на песчаном холме на месте прежней деревянной церкви. В 1937 году храм был закрыт и впоследствии разрушен. Рядом с бывшей кирхой расположено старинное кладбище, вокруг есть карьеры.

Кирха Святой Марии

В следующей деревне - Большие Борницы, стоит мемориал солдатам оборонявшим Ленинград (т.84). Мемориал "Борницкий рубеж обороны" посвящен курсантам-пограничникам Ново-Петергофского военно-политического училища НКВД, погибшим на подступах к Ленинграду в боях 17 августа - 6 сентября 1941 года. Из всего 2-го батальона, который к моменту выступления на фронт состоял из четырех рот в количестве 579 человек, осталось 2 роты - 208 человек. Отсюда и до самой Гатчины интересностей не было и мы немного повкручивали.

Мемориал "Борницкий рубеж обороны"

При въезде в Гатчину, в деревне Малые Колпаны, расположены два ДОТа (т.99), они являются частью центрального сектора Красногвардейского укрепрайона. Построены в августе 1941 года. Чуть дальше по маршруту будет лютеранская церковь Святого Петра. Кирха, вызывавшая ассоциации с готическим зодчеством, была построена в 1799-1800 г. по проекту Адреяна Захарова. Нынешний вид здания - результат предварительной реставрации. Прежде ее венчал восьмигранный шпиль с золоченым шаром и выполненной из меди фигуркой петуха на вершине. В 1889 г. кирха была перестроена, сохраняясь в таком виде до Великой Отечественной войны. При восстановлении здания в послевоенные годы шпиль над колокольней был заменен четырёхскатной кровлей. В декабре 1938 г. кирха была закрыта, а в годы войны серьёзно пострадала. После её окончания здание использовалось под зернохранилище, а в 1949 г. было передано артели "Промстроймат", в 1968 г. преобразованной в Гатчинский металлообрабатывающий завод.

ДОТы при въезде в Гатчину

Лютеранская церковь Святого Петра

На этом культурная программа была завершена и в предвкушении теплой и сухой электрички мы двинулись на вокзал.

Итог

Покатушка получилась насыщенная и не тяжелая. Мы ожидали, что будет грязнее и трасса хуже. Единственный минус был во встречном ветре, иногда довольно сильном. Ну и конечно после лесной дороги пришлось немного почиститься. Жаль, что нас поджимало время, так бы мы смогли заехать и посмотреть еще интересности.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru liveinternet.ru livejournal.ru google.com yandex.ru