Покатушка «Шлюзовая»
Карта:http://maps.yandex.ru/-/CVvee-yl
Трек для навигатора: http://www.gpsies.com/map.do?fileId=vcqxcjbchcwxcwwt
Нитка маршрута: Лосево (0) – Саперный (6) – Тиверское городище(24) – Васильево (28) – Озеро Большое Новосельское (38) – Шлюзы (42) – Мельниково (47) – Севастьяново (65) – Кузнечное (75)
Введение
Главной целью покатушки была система старинных каналов и шлюзов ведущая из озера Любимовского в озеро Большое Новосельское. Маршрут получился не сложный, но лучше ехать по нему не спеша с запасом времени. Местность вроде не очень обжитая, однако нам попадалось очень много грибников. Магазинов не много, а вот живописных мест для привалов полно. Большой минус то, что если ехать на электричке, время в пути в одну сторону 2-3 часа. Не лишним будет прихватить средство от комаров. Сложность 6 баллов из 10.
Покатушка состоялась 30 августа 2014 года. Участвовало 5 человек: я, Дима, Коля, Лена и Наташа. Погода была хорошая: в первую половину дня было пасмурно, а во вторую ясно. Ветра не было, осадков тоже. Дорога 50% отличный асфальт, 35% хорошие грунты, 10% грунты среднего качества и 5% лесные тропинки. Горки на пути будут, но не большие. Как правило, в основном будут спуски. Итоговая дистанция получилась 78 километров, которые мы проехали за 8 часов с учетом привалов и затупов.
Как добраться
Мы ехали на электричке в 9:28 с Финского вокзала до станции Лосево, направление на Кузнечное. Время в пути два часа. Не перепутайте станцию, есть еще станция Лосево-1, она нам не подходит. Мы были приятно удивлены, когда обнаружили, что наша электричка не смотря на субботнее утро полупустая.
Обратно мы ехали на электричке из Кузнечного, которая отправлялась в 20:26. Время в пути 3 часа 10 минут. При желании, маршрут можно инвертировать, но мне кажется, что в Кузнечном садиться проще чем в Лосево, т.к. в Лосево заходит много спортсменов с большими тюками. Обратите внимание, в Кузнечном платформа для электричек короткая, только для 4 вагонов. Но открываются все двери и при желании можно зайти с велами в любой вагон. Тем более что время стоянки у нее около 10 минут.
Поездка
Мы вышли из электрички на станции Лосево в 11:35 (точка 1 на яндекс-картах). Сейчас там ведется интенсивное строительство новой железнодорожной ветки и надо быть осторожным. Первая наша интересность была буквально в 300 метрах от станции, это Кивиниемский шанец (т.3). Построен при Петре Первом и служил для контроля движения по реке. Сейчас от него сохранились рвы и валы, если по нему погулять пару минут можно легко представить себе его размеры и планировку. Он сильно зарос, но в центре него большая поляна и к ней ведет много тропинок.
Кивиниемский шанец, участок между двумя насыпями
Центральная площадь
От шанца мы выехали на шоссе (т.4) и по нему двинулись дальше. В точке 6 будет много магазинов, рекомендую запастись провизией там как минимум на две трети пути. От точки 7 до точки 16 будут небольшие горки. На этом участке пути большой трафик машин, нужно быть очень осторожными. В токе 15 находится большой деревянный крест и церковь, оба новоделы.
Крест у дороги
Дальше довольно долго интересностей нам не попадалось. До точки 51 идет превосходная дорога! Минимум машин, ровный рельеф, идеальный асфальт. Этот отрезок проехали на одном дыхании. В точке 5 находится Тиверск. С 1323 у Тиверска проходила граница между Великим Новгородом и Швецией, установленная Ореховецким мирным договором. Ти́верское городи́ще (Тиверский городок, Тиверск, финск. Tiurinlinna) — остатки древнего укрепленного поселения карелов и новгородцев. Изначальное карельское название городища — Тиури, Тиурин-линна (от карел. tiuri, tiveri-водопад, перекат и карел. linna-город). Там можно найти не только развалины городища, но и жертвенные камни, остатки перевалоки и огромные скалы. Что бы все это найти воспользуйтесь нашем треком для навигатора. На осмотр этого участка лучше выделить побольше времени.
Тиверское городище
От Тиверска, через Васильево (т.50) мы приехали к церкви Андрея Первозванного (т.67). Эта постройка вошла в книгу рекордов Гиннеса, как единственная в мире церковь, построенная на крошечном острове, фундаментом которой служит монолитная скала, выступающая из воды. К берегу от храма ходит паром. Церковь действующая, службы проходят по расписанию. Около причала мы устроили небольшой привал.
Церковь Андрея Первозванного
Впереди был самый трудный участок пути. Мы вернулись немного назад и свернули на грунты (т.71). Дорога оказалась вполне сносного качества, по ней даже ездят машины с низкой посадкой. Через пару километров мы выехали к старинному мосту финской постройки (т.79).
Старый финский мост
После моста мы выехали на другую грунтовку еще лучшего качества (т.83) и по ней проехали до ближайшего перекрестка (т.87). Дальше нам пришлось свернуть с дороги на проселок (т.88), а потом на лесную дорогу (т.90). От лесной дороги в сторону идет широкая тропинка (т.94) по ней вполне нормально можно ехать, правда иногда она немного заболочена. Далее надо взять велосипед в руки и пройти немного пешком. В точке 95 (она же точка под названием «3» на треке) будет старинный финский канал. Вдоль него можно идти в любую сторону, в лесу полно тропинок. От точки 96 до точки 100 придется немного попотеть, там много поваленных деревьев и камней. В точке 100 находятся развалины шлюза (точка «4» на треке). Пока мы к ним шли, по пути обнаружили массу интересного: бобриную хатку, следы лося, много живописных пейзажей. Самое приятное что не было комаров.
Каналы в лесу
Шлюз
Пробираемся по лесу
Заброшенная бобриная хатка
Живописное лесное озеро, соединенное каналами с соседними озерами
После шлюза мы решили срезать через лес и выйти на трек (т.101-104). Но оказалось что там нет дороги (хотя на карте она показана). И все это расстояние мы шли через бурелом, в итоге потеряли кучу времени и сил. По этому, рекомендую от шлюза вернуться на дорогу с которой мы сворачивали в точке 94. До нее идти по прямой не более 300 метров. Вообще, те места чрезвычайно живописные и тихие! Очень впечатляет. Яндекс-карта нарисована с учетом того как мы шли по лесу, а трек для навигатора этого не учитывает. На треке я указал как лучше выходить после осмотра шлюза.
Выбравшись на дорогу в точке 104 мы немного перевели дыхание и направились в сторону поселка Мельниково (т.111). Здесь нас ждали первые магазины и парочка интересностей. На главной площади находится церковь Троицы Живоначальной (новодел, точка 112), а чуть дальше по дороге старая финская кирха. Она одна из немногих кто не был разрешен ни войнами ни временем (т.113).
Кирха в Мельниково
Вскоре асфальт кончился и начался грейдер. До следующей интересности нам пришлось ехать довольно долго (т.146) Здесь расположены развалины финского хутора, если проехать дальше через мост (он кстати еще финской постройки и в идеальном состоянии) справа будет выситься огромная скала (т.147).
Следующая остановка у нас была в деревне Севастьяново (т.173). Тут находится еще одна уцелевшая кирха. Она частично разобрана, слегка порушена, но в целом в отличном состоянии. Здание пустует. Напротив нее старее лютеранское кладбище. Первая церковь прихода сгорела в 1932 году от поджога психически неустойчивого человека. Новый храм из красного кирпича возвели в 1933 году по проекту архитектора Пааво Бъёрка (Paavo Björk). На высокой башне церкви находилось два колокола, они были эвакуированы вместе с прихожанами в начале Зимней войны. Крыша была черепичная. В 1941 году церковь лишилась части колокольной башни, алтарь и скамьи похищены, пол разобран.
Кирха в Севастьяново
Последняя наша достопримечательность ждала нас в точке 182. Это был еще один сохранившийся финский мост и развалины мельницы. На мосту мы подождали отстающих и не спеша направились к станции. К ней мы приехали за десять минут до отправления электрички, ее как раз подавали на посадку.
Еще один уцелевший финский мост
Итог
Поездка полностью оправдала наши ожидания. Когда я делал маршрут, я думал, что дороги там в гораздо более худшем и грязном состоянии, мы были приятно удивлены. Эта покатушка одна из немногих когда нам хватило времени осмотреть все запланированные интересности и ничего не пропустить. В следующем сезоне мы планируем еще несколько покатушек в те края.
Полезные ссылки
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA