Неинтересный пост
18
Интересный пост

Карта: http://maps.yandex.ru/-/CVeY7ZOq

Трек: http://www.gpsies.com/map.do?fileId=nuvebkaucaztzolr

Нитка: Н.О. (0) – Техноложка (10) – м. Выборгская (17) – МОЖД (27) – Шуваловский парк (33) – Юкки (45) – Осиновая роща (47) – Драшники (50) - Сертолово-2 (54) – Песочный (59) – Большая Каменка (72) – Крестовский остров (89) – Н.О. (115)

Введение

На этой покатушке было мало народу, по этому, я буду вести начало отсчета от проспекта Народного Ополчения, так как там живет большинство участников. Хотя официальный старт был у ТЮЗа. Поездка довольно интенсивная, местами даже трудная, при этом очень захватывающая, насыщенная и интересная. Перед тем как ехать, настоятельно рекомендую продумать маршрут (по ходу описания будет видно почему), кроме того, наш маршрут проходил по тем местам, где ведутся интенсивные строительные работы и за прошедшее время местность могла сильно измениться.

Покатушка состоялась 26 августа 2012 года. Участвовало всего 3 человека: я, Саша и Коля. Погода была идеальная: немного облаков, в меру солнца, почти полный штиль, без осадков и пыли. Дорога 50% хороший асфальт, 40% грунты, 10% пересеченка с препятствиями. По пути будет довольно много пригорков, некоторые из которых могут утомить участников. Расстояние получилось около 115 км, проехали мы его за 10 часов.

Немного истории

Малая Октябрьская железная дорога (МОДЖ) - открыта 27 августа 1948 года для пассажирских перевозок. Первоначально включала 8,1 км пути и три станции: Кировская, Зоопарк и Озёрная. Оба перегона (Кировская — Зоопарк, длиной около 4,7 км и Зоопарк — Озёрная, длиной около 2,8 км) были оборудованы электрожезловой системой с семафорами в качестве сигнальных устройств. Первоначальный подвижной состав: паровоз В.32, два паровоза ПТ4 (№ 088 и 089), получившие на МОЖД обозначения ПТ-01 и ПТ-02 соответственно; 9 пассажирских вагонов.

В начале сезона 1949 года дорога получила в своё распоряжение ещё один паровоз — ВП1-170 и несколько вагонов. В 1958 году с целью улучшения условий обучения юных железнодорожников детской дороге был выделен новый тепловоз ТУ2-167.

В 1960 году дорога получила десять пассажирских вагонов PAFAWAG, которые сразу же были объединены в два состава по пять вагонов — «Пионер» и «Сказка». В обращении одновременно были оба поезда. Их скрещение происходило по станции Зоопарк.

В таком виде МОЖД работала до дня закрытия сезона 1964 года, когда произошла страшная трагедия. После завершения работы дежурная смена станции Озёрная вместе с инструктором возвращалась на Кировскую на мотодрезине. Шлагбаумы на переездах уже не функционировали. Сразу за станцией Зоопарк, где дорогу пересекает 2-я Никитинская улица, дрезина попала под колёса самосвала. Погибло четверо юных железнодорожников и инструктор. После этого ЧП дорогу собирались закрыть совсем. Был списан весь подвижной состав за исключением относительно нового тепловоза ТУ-2 -167. Позже было принято компромиссное решение: дорогу укоротить до 3,1 км, закрыв наиболее опасный перегон Кировская — Зоопарк (тем более что уже́ планировалось начать застройку территории Комендантского аэродрома, где этот перегон и находился).

На оставшемся перегоне — от Зоопарка до Озёрной — построен разъезд Юный. Оба перегона — Зоопарк — Юный (длиной около 1 км) и Юный — Озёрная (длиной около 2,1 км) были оборудованы полуавтоматической блокировкой. На перегонах и станциях установлены светофоры. Станции оборудованы ключевой зависимостью стрелок и сигналов с замками системы Мелентьева.

Реконструированная дорога получила из Паневежиса тепловозы ТУ-3, обозначенные ТУ-3-001 и ТУ-3-002 соответственно. Теперь оба поезда водили именно они, а ТУ2-167 использовался лишь как подменный, на случай поломки одного из ТУ-3.

В 1969 году станция Зоопарк была переименована в Пионерскую, ведь зоопарк за двадцать с лишним лет так и не был построен — старое название было просто бессмысленным.

На дороге было три переезда со шлагбаумами и постами дежурных. Два находились вплотную к разъезду Юный (с обеих сторон): «косой» (пересечение с автодорогой под углом 45°) — в створе Новосельковской улицы и прямой — в створе Главной улицы. Третий, посредине перегона Пионерская — Юный на Поклонногорской улице, просуществовал очень недолго и был закрыт.

В 1982 году в дополнение к трём работавшим ранее тепловозам получила ещё два — ТУ-2-060(в 2002 сожжённый) и ТУ-2-191(лидер с вагонами пионер). Теперь основными тепловозами стали ТУ2, а ТУ-3 для дороги были тяжёлыми в эксплуатации. В 1985 году был отставлен от работы тепловоз ТУ3-002, а в 1989 году совершил свой последний рейс и ТУ3-001. В мае 1990 года ТУ3-002 был выкуплен узкоколейным железнодорожным музеем в Лавассааре по цене металлолома и вывезен в Эстонию. В мае 1996 года ТУ3-001 был перевезён на ширококолейную базу запаса в Зеленогорске, где и находился до конца 2004 года в качестве потенциального музейного экспоната. Зимой 2005 года началось восстановление тепловоза силами локомотивного депо ТЧ-7 (Санкт-Петербург-Московский-Сортировочный).

В начале 1990-х развернулось строительство жилого массива в Коломягах и МОЖД снова была укорочена. Закрыт перегон Пионерская — Юный. С 1991 года полная эксплуатационная длина МОЖД составляла всего 2,1 км вместо прежних 3,1 км. При этом длина единственного оставшегося перегона Озёрная — Юный — всего 2,1 км. К этому времени на МОЖД имелось два состава из вагонов ПВ51 — «Юбилейный» и «Россия». Но из-за отсутствия промежуточного разъезда пропала возможность обращения двух поездов, и один из составов встал на прикол.

В 1992 году «косой» переезд около разъезда Юный, последний из действовавших, был закрыт.

28 августа 1999 году торжественно открылся новый участок, длиной 4,2 км на север от станции Озёрная, включающий платформу Шувалово, станции Лесная и Береговая. На всём новом участке уложен трёхниточный путь совмещённой колеи 1524/750 мм по существующему подъездному пути от станции Шувалово Октябрьской дороги. Платформа Шувалово Малой Октябрьской совмещена со станцией Шувалово «большой» Октябрьской — это уникальный случай, когда пути детской железной дороги проходят по действующей станции «большой» железной дороги.

Однако проработал новый участок недолго. Службу движения не устраивало то, что отведённый для совместного использования с МОЖД путь станции Шувалово уже нельзя было использовать для долговременного отстоя порожняка. Недовольна была и служба сигнализации и связи. В результате выполненные за весь сезон 2000 года рейсы по новому участку можно было сосчитать по пальцам. В 2001 году движение по новому участку было временно закрыто (как у нас принято) и не восстановлено до сих пор. На МОЖД опять остался единственный действующий перегон Озёрная—Юный.

Шуваловский парк. Расположен в Санкт-Петербурге, в посёлке Парголово к северу от реки Старожиловки.

Парк занимает 142 га, из них 136 га находится в границах охраняемого объекта культурного наследия (новое строительство там запрещено). В парке очень много вековых елей. Рельеф холмистый. В юго-восточной части парка находится насыпной холм высотой 61 м, получивший название «Парнас». Этот холм был создан руками крепостных графа Шувалова в середине XVIII века. Название его связано с древнегреческой мифологией, где Парнас считался местом обитания бога Аполлона и муз. С вершины холма, на котором была устроена специальная огороженная площадка со скамейками, был виден даже Финский залив. Сегодня с него можно увидеть в основном панораму северных новостроек, хотя в ясную погоду с вершины Парнаса также виден купол Исаакиевского собора. Зимой с него ездят на санках, лыжах, на камерах от колёс грузовиков (ватрушках), а летом на велосипедах. 23-го октября 1991-го года, в одном из подземных ходов в «Парнасе» (во время Великой Отечественной Войны в холме был вырыт командный пункт связи Ленинградского фронта), засыпало двоих детей, и в ходе спасательной операции часть «Парнаса» была срыта. В парке иногда проводятся соревнования по велогонкам (пересеченная местность).

У южного подножия Парнаса в XVIII веке были вырыты два пруда. За свои очертания они получили названия «Шапка Наполеона» и «Рубашка Наполеона».

Первые упоминания о поселениях в этих местах относятся к 1500 году. В «Переписной окладной книге Водской пятины» за 1500 год перечисляются многочисленные малонаселённые деревни.

Как следует из карты 1662 года, на которой вблизи современного Нижнего Суздальского озера, у речки Старожиловка, был указан населенный пункт под названием Кабилуя, здесь располагалась мыза шведского помещика.

После Северной войны Пётр I подарил эти земли своей дочери Елизавете.

Шуваловский парк называется так от графов Шуваловых, которые владели землями Парголовской мызы, после того, как фавориту императрицы Елизаветы Петровны Петру Ивановичу был пожалован титул графа и подарены эти земли в 1746 году.

В 1820-х гг. по воле графини В. П. Шуваловой была произведена перепланировка парка, сохранявшаяся до наших дней.

Жена Павла Андреевича, княгиня Варвара Петровна Шаховская после смерти своего второго мужа, французского графа Адольфа Полье, решила увековечить его память, попросив архитектора А. П. Брюллова разработать проект храма и склепа для упокоения праха супруга.

В 1830-х годах Брюллов в парке построил церковь в неоготическом стиле во имя св. апп. Петра и Павла. Церковь была освящена 27 июня 1846 года, закрыта в 1935 году, здание переоборудовано под клуб. Богослужения были возобновлены в конце 1990 года, сейчас реставрация закончена.

30 июня 1872 в церкви святых апостолов Петра и Павла венчался Николай Римский-Корсаков с Надеждой Пургольд.

В 1905 году, владельцем парка был светлейший князь Михаил Андреевич Воронцов — граф Шувалов, при нём его размеры составляли 5799 десятин.

В 1912—1915 по проекту архитектора С. С. Кричинского в парке было построено здание Шуваловского дворца (Дворец Воронцовых-Дашковых), в котором с 1947 года расположился Институт токов высокой частоты имени В. П. Вологдина. Вся территория находится в хозяйственном ведении института. Институт размещается на участке около 10 га в центре парка, занимает Большой и Малый дворцы, деревянную Жёлтую дачу Максимилиана Месмахера, Дом садовника и Конный двор. Организация обязана содержать и реставрировать парк с 12 прудами и все расположенные там памятники середины XVIII — первой трети XIX века, в том числе церковь Святых апостолов Петра и Павла, склеп Адольфа, Каменный мост, Старый Парнас и частично разрушенный Новый Парнас, а также руины Туфовой арки и Холодной бани.

Парк Осиновая Роща. Посёлок к северу от Ленинграда, в районе развилки Выборгского и Приозёрского шоссе; подчинён (с 1954) Выборгскому райсовету Ленинграда. В конце XVII — начале XVIII вв. в этом районе — шведская мыза. В годы русско-шведской войны 1788—90 в районе О. р. сооружено одноимённое укрепление, прикрывавшее северные подступы к Петербургу (сохранились остатки земляных валов и рвов). В конце XVIII — начале XIX вв. в О. р. создан дворцово-парковый ансамбль, который включает парк «Осиновая роща», деревянный дворец в стиле классицизма (см. Вяземских дворец), конюшенный и каретный корпуса (конец XVIII — начало XIX вв.). Во второй половине ХIX в. О. р. владел граф В. В. Левашов (отсюда название соседнего посёлка Левашово). После постройки Финляндской ж. д. (1870) О. р. — дачный посёлок.

Парк в посёлке Осиновая Роща, вблизи железнодорожной станции Левашово, к северу от Ленинграда; памятник садово-паркового искусства конца XVIII — начала XIX вв. Площадь 236 га. В 1779—89 проведены первые посадки деревьев и кустарников и разбивка аллей. На территории парка произрастают дуб черешчатый, липа мелколистная и крупнолистная, лиственница сибирская и европейская, сосна обыкновенная, веймутова и кедровая сибирская, ель колючая (с голубой хвоей), туя западная и др. Насаждения высоких декоративных качеств, обширные поляны, 3 озера (с пляжами и купальнями для детей). Дорожки и тропинки щебёночно-набивные.

Парк Лесотехнической Академии. Местность, на которой расположен парк Лесотехнической академии, в начале XIX века входила в состав "английской фермы" капитана Александра Давидсона. В 1809 году ферма перешла в казну, в 1811 году здесь разместился переехавший из Царского Села Лесной институт.

Первое время территория института оставалась нетронутой. Только с 1827 года она стала использоваться для практических занятий по геодезии. Земли постепенно превращались в благоустроенный парк, старые дороги перестраивались в удобные улицы. В парке высаживались сосновые деревья, устраивались питомники, ботанический сад, оранжерея.

10 сентября 1825 года в 6 часов утра на окраине парка состоялась дуэль между флигель-адьютантом Александра I Владимиром Новосильцевым и поручиком лейб-гвардии Семёновского полка Константином Черновым. В результате дуэли оба её участника погибли. На месте этого события спустя полтора столетия была установлена памятная гранитная стелла.

В 1825 году был утверждён проект министра финансов Егора Канкрина о перспективе развития этой территории. Этот проект определил здесь места для строений, огородов и Английского парка. В 1826-1830 годах для Лесного института были построены новые корпуса. В 1830 году для реализации проекта сюда пригласили известного придворного садовника Джозефа Буша. В 1832 году здесь были начаты масштабные работы по осушению территорий: прорыты каналы, самый большой из которых проходил вдоль современного Лесного проспекта. В 1835 году на территории парка были проложены ряд улиц, которые в будущем стали 1-м и 2-м Муринскими проспектами, Новороссийской и Карбышева улицами.

С 1830х годов из-за нехватки средств Лесной институт стал продавать часть своих земель, территория парка стала сокращаться. На проданной территории стали расти дачные хозяйства.

В 1841 году в западной части парка был основан древесный питомник. В это же время возникла традиция устраивать 1 августа крестный ход к Иорданскому пруду. Эта традиция недавно возрождена.

В 1911-1913 годах по южной части парка прошла трасса соединительной ветки Финляндской железной дороги.

В 1917 году по инициативе наркома просвещения Анатолия Луначарского в юго-западной части парка были похоронены погибшие в боях под Пулковом красногвардейцы завода "Новый Лесснер". 8 ноября 1927 года здесь был открыт деревянный памятник в виде куба (проект И. А. Фомина).

Во время блокады Ленинграда парк Лесотехнической академии подвергался особо частым бомбардировкам. По некоторым данным, здесь находился бункер запасного штаба Ленинградского военного округа. В парке во время бомбёжек укрывались ленинградцы, однако много бомб попадало и сюда.

В 1953 году памятник работы Фомина был заменён на гранитный обелиск архитектора Ю. Визенталя.

Удельный парк. При Петре I территория, где сейчас находится парк, была специально отделена для выращивания корабельной сосны (существует даже легенда, что одна из сосен, собственноручно посаженных царем, до сих пор растет на территории Удельного парка). В 1832 году рядом с корабельным лесом открыли Лесное училище, куда отсылали крепостных учиться лесничеству. А в конце прошлого века земли, ранее принадлежащие училищу, стали сдаваться внаем для строительства дач. После революции земли были отданы под парк им. Челюскинцев. Во время войны на территории парка была тыловая линия обороны: по сей день в Удельном парке можно увидеть группу из трех железобетонных огневых точек в память о тех героических временах.

Парк находится на двух больших террасах, разделенных большим уступом (ученые считают, что уступ – берег древнего моря, а нижняя из террас – его дно); уступ прорезают овраги, по которым вниз стекают ручейки. В парке растет несколько десятков видов деревьев: береза, черная ольха, осина, рябина, старые сосны и ели, лиственница, липа, дуб, ясень, вяз. На верхней террасе есть также пруд – он находится на краю склона и отделен от него плотиной (когда-то здесь были купальня и лодочная пристань).

Поездка

Мы с Колей стартовали от Народного Ополчения (т.1) и у Технологического Института встретились с Сашей (т.14). Без приключений, через центр, мы доехали до точки 24 - это парк Лесотехнической Академии. Около пруда, где мы остановились, снимался знаменитый российский сериал «Мастер и Маргарита», а именно тот эпизод, где Маргариту посвящают в ведьмы. Сам по себе, парк имеет очень богатую и увлекательную историю, однако его более детальный осмотр не входил в наши планы и мы поехали дальше.

24.JPG

т.24

Следующая наша остановка была в Удельном парке (т.29). Здесь мы осмотрели конезаводческую ферму (т.34), пулеметные гнезда оставшиеся со Второй Мировой (т.31) и немного покатались с местных горок. Рядом с фермой (т.35) нам попалось забавное зрелище: соседство старого и нового.

24.JPG

т.31

24.JPG

т.35

Дальше по плану у нас была Малая Октябрьская железная дрога (т.41). К ней мы подъехали около станции Юный, дождались отправления поезда и следом за ним проехали вдоль всего перегона (параллельно путям идет тропинка) до станции Озерная (т.43). Как ни странно, в этом рейсе было много пассажиров, вагоны были забиты под завязку. Правда, уровень культуры и дисциплины сотрудников данной дороги оставляет желать лучшего.

24.JPG

т.41

От станции Озерная мы свернули в сторону Суздальских озер к ж.д станции Озерки, здесь мы немного перекусили в кафешке (т.46) и по Большой Озерной улице двинулись дальше. А дальше начались приключений: в точке 49 оказалось, что дальше дорога уже частная и по ней проезд закрыт. Нам пришлось пытаться объехать этот участок (т.49-52). Но тут расположены железнодорожные пути, которые огорожены забором для свободного прохождения скоростных поездов. Нам повезло и в обоих местах где мы переходили в заборах были дыры. После второго пересечения забора (т.52) мы несколько удивились, поскольку на нашей карте был отмечен Суздальский проспект, на самом же деле ее там только начали строить.

24.JPG

т.51

24.JPG

т.52

24.JPG

т.52

Не смотря на все это, вскоре мы были в Шуваловском парке (т.59). Тут мы осмотрели церковь Святых апостолов Петра и Павла (т.71), склеп Адольфа (т.71), Каменный мост (т.74), Старый Парнас и частично разрушенный Новый Парнас (т.73), руины Туфовой арки и Холодной бани (т.75), сам дворец графов Шуваловых (т.72), дом Месмахера, а также просто поколесили по парку. В нем очень много горок, точнее там только горки и очень много народу – будьте осторожны.

24.JPG

т.71

24.JPG

т.71

24.JPG

т.73

24.JPG

т.75

Из парка мы выехали в поселке Заманиловка (т.79), оттуда через леса и поля (т.83-88) доехали до виадука через КАД и по нему переправились на другую сторону (т.88). В конце виадука мы спустились вниз, тут вдоль КАД идет асфальтированная аллея по которой очень удобно ехать (т.88-97). По ней мы добрались до поселка Юкки (т.99). Здесь чтобы заехать в поселок надо подняться в гору, но дорога оказалась разбита настолько, что и дорогой ее уже нельзя было назвать (т.98). На фото, к сожалению, этого не видно.

24.JPG

т.98

В Юкках мы немного попетляли до точки 107. Тут начинается незаметная тропка в парк Осиновая роща. В парке на берегу озера мы устроили еще один привал (т.108), осмотрели несколько интересных построек (т.109) и решили двигаться дальше. А для этого нам надо было обогнуть озеро Большое (т.113-117). Сделать это оказалось очень не просто. На карте показаны дорожки и тропинки которые обогнув озеро могли нас вывести к шоссе А-129, но на деле там не оказалось ничего кроме глубокого болота с канавами и колючей проволокой (т.114-116). Конечно, иногда попадались мостики и тропинки, но они были очень редким исключением.

24.JPG

т.109

24.JPG

т.115

24.JPG

т.116

Относительно благополучно выбравшись на шоссе А-129 (т.117) мы оказались в деревне Дранишники. От нее по неплохой грунтовке мы доехали до Сертолово-2, здесь располагаются военные части и прочие секретные объекты (т.134). Отсюда и до точки 140 автомобильное движение очень интенсивное и водители не привычные к велосипедистам.

24.JPG

т.134

От точки 134 до точки 155 мы ехали не спеша, но и не останавливаясь – здесь не было ничего интересного. Обратите внимание на развязку КАД с Левашовским шоссе, там трудный поворот (т.149). В точке 156 в шоссе должна была впадать грунтовка, на деле же оказалось, что грунтовка заканчивается в 30 метрах от шоссе и их разделяет речка, не глубокая, но с крутыми обрывистыми берегами. Пришлось переправляться в брод и ехать дальше до поселка Каменка (т.157). Место не самое приятное и ухоженное, однако, тут были магазины в которых мы пополнили запасы провизии.

24.JPG

т.157

24.JPG

т.157

Из Каменки через Коломяги, Шувалово и Черную речку (т.161-173) мы доехали до Каменного (т.173-183) и Крестовского островов (т.184-205). Здесь множество красивых домов, построенных в конце XIX, начале ХХ века. Так же мы побывали на месте, где Петр Первый посадил дерево. Оно к сожалению, погибло пару лет назад и на его месте посадили новое (т.178). Это была наша последняя достопримечательность в тот день.

24.JPG

т.178

Сделав дугу по Крестовскому острову, через Васильевский (т.213-215), мы направились в сторону Технологического Института (т.220) и дальше домой (т.228).

Итоги

В этой поездке я очень устал, под конец еле крутил педали, но оно того стоило! Хотя мы ехали медленно и часто останавливались, пересеченные участки отняли много сил. Столько интересностей за одну поездку я давно не припомню – больше спасибо Саше (он был ведущим). Могу добавить, что если вы не уверены в своих силах или не любите пересеченку (как я), вам лучше маршрут подкорректировать. Если же вас все устраивает без изменений – предупредите всех участников, иначе обязательно найдется тот, кто будет думать что это матрас или просто не рассчитает силы.

Полезные ссылки

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E0%EB%E0%FF_%CE%EA%F2%FF%E1%F0%FC%F1%EA%E0%FF_%E6%E5%EB%E5%E7%ED%E0%FF_%E4%EE%F0%EE%E3%E0

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D8%F3%E2%E0%EB%EE%E2%F1%EA%E8%E9_%EF%E0%F0%EA

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_sp/1869/%D0%9E%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F

http://walkspb.ru/sad/lesoteh_park.html

http://www.ipetersburg.ru/guide/sights/gardens-and-parks/udelnyj_park/

twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru liveinternet.ru livejournal.ru google.com yandex.ru