Покатушка "Operation Rösselsprung"

Неинтересный пост
1
Интересный пост

Карта: http://maps.yandex.ru/-/CVrmBILA

Трек: http://www.gpsies.com/map.do?fileId=snyzzdsvrhybhasd

Нитка маршрута: Мга (0) – Сологубовка (7) – Шапки (23) – Новинка (42) – Любань (53) – Ушаки (74) – Тарасово (87) – Авати (95) – Лисино-Корпус (102) – Вырица (125)

Введение

Маршрут длинный, рассчитанный на опытного велосипедиста. Если такая дистанция вам не по силам, его можно разбить на две поездки. На маршруте много всяких интересностей, но что бы сэкономить время смотрели мы не все. Места довольно людные, правда, машин очень мало (за исключением Московского шоссе). Уставшие могут сесть на электричку и вернуться в город на любом участке пути. Трасса не сложная, кроме одного небольшого участка в два километра у Лисино-Корпус. Сложность 6 баллов из 10.

Покатушка состоялась 31 мая 2014 года. Участвовало 6 человек: я, Таня, Илья, Коля, Женя и Сережа. В начале дня было пасмурно, а к вечеру выглянуло солнце. Ветра не было, осадков тоже. Дорога ровная, горки были иногда и не большие. Покрытие 70% хороший асфальт, 25% хороший грейдер и 5% всякие разные непонятные дороги. Дистанция получилась 142 км, по времени справились за 11 часов, могли бы и быстрее, но у нас было несколько затупов.

Как добраться

Часть участников ехала на электричке в 8 часов с Ладожского вокзала, направление на Невдубстрой, до станции Мга. Другие ехали на электричке с Московского вокзала (на нее можно еще сесть на станции Сортировочная или Обухово) тоже до Мги.

Если ехать обратно, удобно садиться на станциях Любань или Тосно, это примерно половина маршрута. Оттуда электрички приходят также на Московский вокзал. Еще можно сесть на электричку в Лисино-Корпус, но ходит она там всего пару раз в день и надо очень хорошо подгадать расписание. Мы же возвращались на восьмичасовой электричке из Вырицы (прибывает на Витебский вокзал).

Поездка

Во Мгу наша электричка приехала в 9:30, еще пол часа ушло на закупку провизии и мы стартовали. Советую еду покупать сразу во Мге, там много хороших магазинов, до Любани ничего приличного не попадется.

Через Пухолово (точка 5 на яндекс-карте) мы доехали до Салогубовки (т.14). Вокруг нее полно немецких дотов, все они однотипны, по этому достаточно осмотреть парочку что бы составить себе представление (т.22). ДОТы эти служили для предотвращений прорыва блокады Ленинграда. В самой Салогубовке раньше была красивая усадьба Юсуповых. Сейчас от нее остался лишь кусочек парка, но и к нему пройти трудно из-за жилой застройки (т.18). Напротив, на пригорке, стоит церковь Во Имя Успения Присвятой Богородицы, построенная в 1850 году.

Выезд из Мги

ДОТы у Салогубовки

Церковь напротив усадебного парка

Дальше наш путь лежал через Петрово (т.26) в Надино (т.39). Здесь мы хотели посмотреть Усадьбу Александровка (т.46). Но оказалось, что на ее территории теперь находится какой-то дом отдыха и туда не попасть. Возможно, другим повезет больше. Усадьба была построена в 1835 году А.Я.Дубянским на землях имения Шапки, она была названа по имени ее владельца "Александровка" и расположилась в живописном месте на берегу озера Долгое, рядом с деревней Надино. С небольшими изменениями она сохранилась более ста лет, до 1944 года, когда его сожгли отступавшие немецкие войска. На сегодняшний день сохранились: деревянный усадебный дом (1830-е гг.); парк; служебные постройки. Наше разочарование немного скрасило стадо баранов гулявших у обочины дороги, с которыми мы незамедлительно пофоткались.

В паре километров от Надино у дороги есть мототрек, на котором и на велике можно не плохо полихачить (т.49). И еще немного дальше расположена усадьба Шапки (т.52). На ее территории во время войны был устроен лагерь для коммунистических военнопленных. От усадьбы и лагеря почти ничего не осталось, кроме парка, немногих развалин и памятника. После Шапок хорошая асфальтовая дорога заканчивается и начинается грейдер (т.60).

Мототрек

Через несколько километров по грейдеру, с правой стороны от дороги будет большой валун – это старинный рубежный камень между Новгородом и Швецией (т.71). Еще через километр будет деревня Костуя, в ней мы осмотрели остатки немецких блиндажей и памятник (т.75). Также там есть чудесный пляж где можно устроить привал. В Костуи заканчивается грейдер и снова идет асфальт.

Памятник у бывших немецких позиций

Пляж у озера

Перед поворотом в деревню Васькины Нивы, чуть в стороне от дороги стоит церковь Покрова Присвятой Богородицы (т.89). Летом когда много зелени с дороги ее почти не видно, но к ней ответвляется грунтовка. Церковь известна еще с XVI века. Когда-то помимо главного престола освященного во имя Покрова Пресвятой богородицы существовало и два придела. Один был посвящен широко чтимому на Руси святому Николаю Мирликийскому, а второй - святой Параскеве-Пятнице. В 1806 году на средства одного из владельцев села - Петра Васильевича Волкова, деревянная церковь была перестроена в камне. В 1930-е годы она пострадала при пожаре и была закрыта в 1936 году. Тогда же здание храма было переоборудовано под клуб.

Церковь Покрова Присвятой Богородиц

Вскоре нам попалась еще одна красивая церковь, в деревне Пельгора (т.97). Это церковь Николая Чудотворца построенная в 1806 году. Первая церковь в Пельгоре упоминается в 16 веке. В конце 18 века строится новая . В 1942 году закрыта. Ныне церковь действует. Отмечу, что выглядит она очень необычно, она скорее похожа на кирху а не на православную церковь.

Церковь Николая Чудотворца

И теперь до самой Любани мы вкручивали без остановок. Туда мы приехали в 14:00, затаварились в магазине, немного отдохнули. Из интересностей стоит упомянуть старинные дома у станции, круглое железнодорожное депо и церковь Святых Апостолов Петра и Павла. Все в Любани связано с железной дорогой, в том числе и церковь. В ней похоронен первый министр путейсообщения Мельников, на чьи средства и была построена церковь. Мельников был основателем железнодорожного дела в Российской Империи и был инициатором строительства ветки Петербург-Москва.

Вокзал в Любани

Церковь Святых Апостолов Петра и Павла

Следующий отрезок нашего пути лежал вдоль Московского шоссе (т.118-125). Трафик по нему очень большой и нужно быть максимально внимательным. Вдоль шоссе идет хорошая и широкая обочина по которой можно ехать, а в некоторых местах есть даже весьма протяженный тротуар. Возможен вариант, сесть на электричку в Любани, проехать до станции Ушаки и вернуться на маршрут. Единственная интересность на этом отрезке, это церковь Николая Чудотворца (т.122). в Ушаках. Храм святителя Николая Чудотворца в деревне Ушаки на Николаевской железной дороге строился с 1902 по 1908 год. При закладке гранитного фундамента в 1902 году молебен совершал протоиерей Иоанн Кронштадтский. Николай П пожертвовал участок земли в 35 десятин, 4000 бревен и впоследствии еще 2000 рублей. Для организации работ создали церковно-строительный Комитет. Работы по строительству каменного храма, вместимостью 350 человек и деревянной часовни на кладбище велись семь лет. 17 августа 1908г. совершено освящение храма архиепископом Новгородским и Старорусским Гурием.

Церковь Николая Чудотворца

В конце деревни будет поворот на Адрианово (т.125), мы свернули на него и без приключений добрались до усадьбы Марьино (т.134). Тут будут последние магазины на нашем пути. Марьино является бывшей дворянской усадьбой графов Строгановых и князей Голицыных на берегу реки Тосно. В Марьино ее нередко навещали члены императорской и великокняжеской семей Александра I и Николая II, приезжавшие сюда поохотиться. В судьбе Марьино после революции началась новая глава, что было характерно для многих дворянских построек в России. Богатейшие коллекции предметов искусства были перевезены в Государственный Эрмитаж, а здание несколько раз менял хозяев, пока не перешло к Русскому музею. В 30-е годы произошел конфликт между руководством музея и деревенскими крестьянами, в результате которого Марьино приобрело нового владельца в лице Геологического института. Все эти перипетии, включая разрушения, полученные в ходе боев во время Великой Отечественной войны, внесли заметные коррективы во внешний вид здания. Самой большой утратой стали внутренние интерьеры, практически не дошедшие до наших дней.Несколько лет назад бывшее графское имение с прилегающей территорией было выкуплено частным лицом (хозяйка довольно известного в Петербурге музейно-выставочного центра «Петербургский художник» – Галина Георгиевна Степанова), и начались масштабные восстановительные работы. А теперь о грустном. Раньше в парк можно было с велосипедами, но теперь для них вход закрыт.

Усадьба Марьино

Рядом с усадьбой стоит Троицкая церковь перестроенная в 1828 - 1831 гг. в формах ложной английской готики старая церковь, освященная 7 октября 1831 г. в честь Святой Троицы (т.136).

Церковь Святой Троицы

Теперь нам предстояла самая трудная часть маршрута – добраться до Лисино-Корпус. От Адрианово мы доехали до Рублево (т.147) и там свернули на грейдер (т.150). По нему мы доехали до поселка Турово и свернули на лесную дорогу (т.161). Первая половина этой дороги очень разбитая и грязная почти круглый год (т.161-171), вторая половина (т.171-176) вполне пригодна для езды. И вот мы выбрались из леса на шоссе (т.176) и въехали в Лисино-Корпус.

О лесе, как о стратегическом запасе империи, стали говорить при Петре Первом, потребовавшим от своих вельмож тщательного сбережения лесных угодий на переданных им в управление земльных наделах – царских «дачах». Корабельные леса находились в ведении Вальдмейстерской конторы, одной из 13 контор в составе созданной в 1718 г. адмиралтейств-коллегии, вошедшей с 1802 г. в состав Морского министерства. После победы в Северной войне леса Лисинского массива, «составлявшие прежде достояние шведской короны», поступили в число земель, отошедших во владение императорского дома, а впоследствии, перешли высочайшим пожалованием в частные владения. Однако 18 января 1805 г., по императорскому указу, Лисинская дача была вновь отдана в ведение Лесного департамента. С этого же времени Лисино становится местом «для практического обучения молодых людей, посвятивших себя лесной службе». Речь шла о воспитанниках Царскосельского лесного института, учрежденного при императоре Александре I в 1803 году. В 1837—1863 гг. институт приобрел военное устройство по образцу кадетских корпусов. Обучавшиеся здесь носили форму, имели звания соответственно трем ротам — лесной, межевой, роте лесной стражи. Так как для «практического ознакомления с приемами лесного хозяйства» зеленых насаждений в столице не хватало, по инициативе министра финансов Е. Ф. Канкрина указом от 7 декабря 1834 года Лисинская дача была преобразована в Лисинское учебное лесничество. Александр II был страстным охотником. Лисино он любил и часто приезжал сюда (86 раз) в свой охотничий дом, выстроенный Николаем Леонтьевичем Бенуа (1813—1898). В 1853 г. Бенуа составил генеральный план строений лесничества, содержащий 23 объекта: главный каменный дом для 40 практикантов, каменный дом на случай приезда Высоких гостей, флигель для служащих при лесничестве, егерское училище, дом священника, дом для мастеровых и кучерскую, лазарет, флигели для чиновников, кузница, баня и др. В современном поселке планировочная система и сеть улиц учебного комплекса в основном сохранились в первоначальном виде.

Дорога в Лисино-Корус

Здание Лесного Института

Охотничий домик Александра Второго

Помимо учебного заведения, в поселке есть и красивая церковь (т.186). Храм был построен в 1862 году по проекту известного архитектора Николая Леонтьевича Бенуа для воспитанников и служащих учебного лесничества и учащихся егерского училища, располагавшегося в поселке. Как принадлежавший ранее Лесному департаменту, храм был освящен в честь праздника Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня.

Церковь в Лисино-Корус

Из Лисино-Корпус мы направились к завершению нашего маршрута, в Вырицу (т.199). По пути, на перекрестке трех дорого, мы посмотрели памятник солдатам оборонявшим этот рубеж (т.191). Больше нам не попалось ничего интересного и со спокойно совестью мы сели на электричку в 20:20.

Памятник по дороге в Вырицу

Итог

Покатушка получилось очень динамичная и немного утомительная, но все остались довольны. Особо хочу отметить какой-то не здоровый интерес, который проявляли к нам аборигены на всем пути. Мы и раньше сталкивались с обильным вниманием в наш адрес со стороны отдельных особей, но в этот раз таких особей было на удивление много!

Полезные ссылки

http://www.usadbamaryino.ru/

http://www.travellers.ru/city-lisino-korpus

http://lisino-korpus.wikimapia.org/tag/44605/

twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru liveinternet.ru livejournal.ru google.com yandex.ru