Покатушка «Из Новолисино в Лугу через Радофинниково»

Неинтересный пост
8
Интересный пост

Карта: http://maps.yandex.ru/-/CVvNjJkn

Трек для навигатора: http://www.gpsies.com/map.do?fileId=utdepodbjxryshsy

Нитка маршрута: Новолисино (0) – Лисино-Корпус (20) – Еглино (62) – жд.ст. 104км (76) – Огорелье (83) – Приозерный (106) – Оредеж (130) – Заплотье (145) – Луга (167)

Введение

Большая и не простая покатушка. Рекомендую к ней хорошо подготовиться и изучить маршрут. Можно разбить ее на две отдельные или ехать на два дня. Также можно существенно сократить дистанцию в некоторых местах. Дороги тихие, края малолюдные – ехать одно удовольствие. На первую половину пути провизию лучше брать с собой. Навигатор окажется крайне полезен. Местами возможны встречи с дикими животными. Если поедете летом, необходимо взять средство от комаров и клещей. Сложность 7 баллов из 10.

Покатушка состоялась 20 июля 2014 года. Участвовало 5 человек: я, Маша, Таня, Женя и Коля. Погоды были отличные! Солнечно, не жарко, сухие дороги и без осадков, полный штиль. Трасса 60% отличный асфальт, 30% хорошие грунты, 5% средние грунты и 5% пришлось ехать по железнодорожной насыпи. Итоговая дистанция составила 170 километров, которые мы проехали за 13 часов с учетом привалов.

Как добраться

До Новолисино мы ехали на электричке в 6:25 с Витебского вокзала, время в пути час. Народу на том направлении обычно не так много. Кроме того на вокзале можно есть на дизель-электричку которая идет в сторону Новгорода. Она идет до Новолисино и дальше прямо вдоль нашего маршрута, но до Новолисино у нее почти нет остановок.

Обратно возвращаться можно из нескольких точек, тем самым сократив маршрут. Во-первых, можно сесть на дизель-электричку на станциях Радофинниково или 104км, но там поезда ходят всего 2 раза в день и надо изучить расписание. Во-вторых, можно отвалиться на станции Оредеж, там электрички ходят каждые два часа. Это конечная станция и можно выбрать места и расположиться с комфортом. В-третьих, можно ехать из Луги, как мы и сделали, электрички там отправляются каждый час и приходят на Балтийский вокзал. Мы возвращались на электричке в 20:30, время в пути чуть больше двух часов.

Поездка

Мы стартовали от станции Новолисино в 7:30. Недалеко от станции (точка 3 на яндекс-картах) находится небольшой памятник. От него по прямой мы ехали до точки 4, где завернули в деревню Мыза осмотреть старинную усадьбу. Мыза Новолисина с семью деревнями пожалованная лейб-гвардии солдату Ивану Зотову, затем принадлежала барону Ю. И. Фредериксу и нижнегородскому и пензенскому губернатору И. М. Ребиндеру, но усадьба появилась здесь лишь после 1783 года, когда имение приобрели генерал от инфантерии, губернатор Прибалтийских провинций Федор Федорович Буксгевден (1750-1811) и его жена - дочь Екатерины II - Наталья Алексеевна (1758-1808). В Новолисино был выстроен деревянный барский дом с домовой церковью, вырыт пруд, разбит парк смешанной планировки.Внуки Федора Федоровича - Павел и Наталья - владели поместьем сообща. При разделе в 1840 году усадьба отошла к Наталье Петровне Вонлярлярской. Усадьба была полностью преобразована, выстроены новые господские дома и службы, запружена река Винокурка и образовано обширное озеро. Вдоль берегов проложили прогулочную дорожку, которая, огибая его, шла дальше к деревне Поги. Озеро стало центром новой парковой композиции, при которой сохранялись черты старой регулярной планировки с аллеями и рядами деревьев, но вводились и молодые посадки. Завершилась реконструкция строительством церкви во имя Смоленской Божьей матери, освященной в 1857 году. Над могилой сына Вонлярлярских архитектор Б. Б. Гейденрейх (1818-1896) возвел величественное сооружение в русско-византийском стиле. Церковь сохранилась в полуразрушенном виде. А в ближайшем парке и сейчас можно еще увидеть двухсотлетние дубы, липы, лиственницы. На территории особо смотреть не на что, и мы ограничились осмотром с дороги.

Памятник в Новолисино

В точке 8 находится памятник погибшим солдатам. Участок рубежа обороны Красной Армии в годы гражданской и Великой Отечественной войн. Стела с надписью: "1941-1945. Вечная память павшим героям".

Памятник по дороге в Лисино-Корпус

Домик Лесника

От памятника уже рукой подать до Лисино-Корпус (т.11). О лесе, как о стратегическом запасе империи, стали говорить при Петре Первом, потребовавшим от своих вельмож тщательного сбережения лесных угодий на переданных им в управление земльных наделах – царских «дачах». После победы в Северной войне леса Лисинского массива, «составлявшие прежде достояние шведской короны», поступили в число земель, отошедших во владение императорского дома, а впоследствии, перешли высочайшим пожалованием в частные владения. Однако 18 января 1805 г., по императорскому указу, Лисинская дача была вновь отдана в ведение Лесного департамента. С этого же времени Лисино становится местом «для практического обучения молодых людей, посвятивших себя лесной службе». Речь шла о воспитанниках Царскосельского лесного института, учрежденного при императоре Александре I в 1803 году. В 1837—1863 гг. институт приобрел военное устройство по образцу кадетских корпусов. Обучавшиеся здесь носили форму, имели звания соответственно трем ротам — лесной, межевой, роте лесной стражи.Так как для «практического ознакомления с приемами лесного хозяйства» зеленых насаждений в столице не хватало, по инициативе министра финансов Е. Ф. Канкрина указом от 7 декабря 1834 года Лисинская дача была преобразована в Лисинское учебное. Интересно, что выпускники лесной роты обучались 6 лет и, получив звание «кондуктора», отправлялись на год в учебное лесничество в звании «лесных практикантов». Лесничество обеспечивало их жильем и учебными пособиями. Александр II был страстным охотником. Лисино он любил и часто приезжал сюда (86 раз) в свой охотничий дом, выстроенный Николаем Леонтьевичем Бенуа (1813—1898) родоначальником блестящей плеяды талантливых художников, архитекторов, и искусствоведов.В 1853 г. Бенуа составил генеральный план строений лесничества, содержащий 23 объекта: главный каменный дом для 40 практикантов, каменный дом на случай приезда Высоких гостей, флигель для служащих при лесничестве, егерское училище, дом священника, дом для мастеровых и кучерскую, лазарет, флигели для чиновников, кузница, баня и др. В современном поселке планировочная система и сеть улиц учебного комплекса в основном сохранились в первоначальном виде. Лисинский охотничий дворец относят к особенным удачам архитектора: в нем появились элементы будущего стиля «модерн». Кроме охотничьего дворца в Лисино-Корпус находится еще одно уникальное творение Н. Л. Бенуа — церковь, воздвигнутая в 1862 г. на средства министерства государственных имуществ. Строительство церкви в честь Происхождения Честных Древ Честного и Животворящего Креста началось в 1860 г. Освящение церкви состоялось 14 октября 1862 года при большом количестве высоких чинов и народа. В 30-е годы XX столетия церковь была разграблена, а приход ликвидирован. Во время оккупации фашисты использовали церковь под конюшню. А после войны наши саперы разряжали и взрывали в ней мины и снаряды, найденные в округе. Но церковь, на удивление, выстояла.

Церковь в Лисино-Корпус

Учебный корпус

Охотничий домик

В парке

Военное захоронение

Дальше нас ждало продолжительное вкручивание по хорошей дороге. В поселке Каменка (т.23) мы рассчитывали найти остатки одноименной усадьбы, однако кроме пары деревьев ничего не сохранилось. Через 8 километров шашу дорогу пересекала грунтова, это остатки насыпи от железной дороги Бугодощь – Веймарн. Если свернуть на право (т.29), то вскоре можно приехать к небольшому заброшенному железнодорожному мосту. Если свернуть влево, то там будет большой железнодорожный мост (т.28). Там же мы и устроили первый привал, часы показывали 11:00.

Остатки моста

Следующая интересность ждала нас вскоре после деревни Дубровик, это был старый мост узкоколейной железной дороги (т.46). От него по вполне сносной грунтовке мы поехали в сторону садоводств и магазина (т.58).

Разрушенная узкоколейка

И тут начались приключения. Изначально, мы хотели проехать вдоль садоводств и потом по лесным дорожкам проехать пару километров и выехать на хорошие грунты которые вели прямо в деревню Поддубье. Но оказалось, что вся информация и карты которые есть в интернете относительно этого участка устарели лет на 15. В том числе и снимки со спутника. В итоге мы больше часа, блуждали по лесу где должны были быть дороги, замучились и вышли на железку (т.60). Дальше пришлось ехать по жд насыпи. Скорость получилась около 10 километров в час и за час мы ее преодолели приехав в деревню Огорелье (61), время было 15:00. По этой ветке поезда практически не ходят, так что быть сбитым можно не опасаться.

Вышли на железную дорогу

От Огорелья идет отличный грейдер (т.64), по нему мы вскоре выехали на первоначальный маршрут (т.69). Следующие 14 километров прошли без интересностей. В точке 80, а поселке Приозерный, есть нормальный магазин. Здесь мы устроили второй привал. В 16:30 мы стартовали и уже через триста метро нас ждала интересность – Церковь Святого Климента (т.82).

Церковь Святого Климента

От Приозерного до Оредежа идет отличная асфальтовая дорога, так что ехали мы в темпе. В точке 94 мы посетили усадьбу Надбелье. Она являлась родовым гнездом для Вындомских. Бегичевых. Дашковых. При Дашковых в 1870-ые годы были построены дошедшие до наших дней называемый в литературе “большой усадебный дом”, водонапорная башня и часть хозяйственных построек. Среди сохранившихся элементов “большого усадебного дома” особого внимания заслуживает козырек с узором. Усадьба Надбелье представляет cобой неплохо сохранившуюся усадьбу конца 19 века. Сравнительная удаленность от городов делает усадьбу романтическим уголком, где можно почувствовать дух русского дворянского гнезда и сегодня. Из усадьбы мы выезжали по аллеи обсаженной старыми деревьями (т.95).

Усадьба Надбелье

Через 5 километров мы приехали в деревню Борщово (т.102) где находятся знаменитые пещеры. Образовались они в отложениях юрского периуда когда там добывали песок и кварц для стекольного завода. Примерно в 18:20 мы были в Оредеже (т.106). Отдохнув 10 минут мы выехали на последний участок пути до Луги.

Пещеры в Борщево

От точки 108 до точки 145 не будет практически ничего интересного, кроме живописных пейзажей. Уже на подъезде к Лугу, в деревне Смёшино находится старинная церковь Успения Присвятой Богородицы, 1806 года постройки. Кладбище вокруг церкви изобилует древними могилами. От церкви до вокзала примерно 3-4 километра, мы приехали за 20 минут до электрички и в 20:30 на ней выехали в город.

Памятник партизанам на пути в Лугу

Церковь Успения Присвятой Богородицы

Итог

Покатушка получилась очень динамичная, мы потратили много сил что бы все успеть. Самое не приятное это то, что участок от Оредежа до Луги изобилует большими горками, а к этому моменту мы уже сильно устали. Вполне возможно маршрут инвертировать, так как из Новолисино проще добраться до города если опоздаете на электричку. В целом, если быть подготовленными маршрут приятный и не доставляет хлопот.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru liveinternet.ru livejournal.ru google.com yandex.ru