Курганная покатушка
Покатушки Войсковицы, Гатчина, ДОТ, Курганы, Штакеншнайдер
Карта: http://maps.yandex.ru/-/CVvSEP5~
Трек для навигатора: http://www.gpsies.com/map.do?fileId=sxeojjruavxhbttv
Нитка маршрута: Пудость (0) – Мыза-Ивановка (1) – Туганицы (19) – Выти (27) – Вохоново (31) – Яскелево (38) – Волгово (45) – Большие Борницы (50) – Войсковицы (55) – Гатчина-Балтийская (65)
Введение
Этой поездкой мы фактически открыли сезон 2014. Снег в этом году растаял рано и погода установилась хорошая уже в середине марта. Маршрут получился простой, почти без машин. Правда, магазинов на пути почти не было и местами совершенно безлюдно. Если для вас 65-70км это много для открытия сезона, можно срезать до 40-45 км. Не забывайте о средствах защиты: мы обнаружили что в деревнях после зимы развелось много бездомных собак настроенных весьма агрессивно. Сложность 4 балла из 10.
Покатушка состоялась 29 марта 2014 года. Участвовало 6 человек: я, Дима, Саша, Коля, Марина и Женя. Погода была отличная: солнечно, небольшой ветерок, не холодно и не жарко. Только в начале поездки на небе были небольшие тучи. Дорога 70% хороший асфальт и 30% хорошие грунты. По пути будут горки, но не большие и в основном на спуск. Маршрут мы проехали за 7 часов, итоговая дистанция получилась 68 километров.
Как добраться
Мы стартовали от станции Пудость, а до нее ехали на электричке с Балтийского вокзала, отправление в 10:40, направление на Гатчину-балтийскую, время в пути 50 минут. Замечу, что на этом направлении электрички ходят редко, но почти всегда в них можно спокойно сесть. Иногда (пару раз в год), в совершенно непредсказуемое время и неожиданно эти электрички вдруг становятся набиты под завязку, так что уже на вокзале в них не протолкнуться. Правда, это продолжается всего один день.
Обратно мы ехали от станции Гатчина-балтийская на электричке в 17:48. Время в пути час. Поскольку у нее там кольцо, можно расположиться с комфортом и занять веломеста. Если вы на нее опоздаете, можно поехать на электричке со станции Гатчина-варшавская, там они ходят почаще и тоже прибывают на Балтийский вокзал.
Описание
Мы прибыли на станцию Пудость в 11:40. Здесь находятся магазины, где я рекомендую запастить провизией на весь оставшийся пусть. Совсем рядом со станцией находится усадьба Ивановка (точка 4 на яндекс-картах). Усадьба при мельнице. Мельницу с середины XVIII века арендовали сначала дед, затем отец известного архитектора Андрея Ивановича Штакеншнейдера. Он и родился здесь в 1802 году, в доме, который был выстроен за четыре года до того на деньги, пожалованные Павлом I. Дом строился по утвержденному проекту, был деревянным на каменном фундаменте, но оштукатурен и производил вид каменного. К нему был прирезан небольшой участок с садом и огородом. Тогда усадьба и получила название Ивановка - по имени отца архитектора. К середине XIX века на месте старого был выстроен новый деревянный дом и каменные службы. Тогда же Николай I пожаловал усадьбу в вечное и потомственное владение архитектору А.И. Штакеншнейдеру. В виде остатков аллей, старых посадок дуба, липы, лиственницы сохранились фрагменты парка. Этот зеленый массив является важным компонентом пейзажа, окружающего усадебный дом, службы, старинную мельницу и родник. Дом нуждается в срочной реставрации, а деревья - в простом уходе, В Ивановке вполне мог бы находиться музей А.И. Штакеншнейдерв, так много построившего зданий в Петербурге и в его пригородах. В настоящее время от дома остался только подвал, частично сохранилась мельница и хозяйственные постройки.
Усадьба Ивановка
Поплутав немного по Мызе-Ивановка мы выехали к небольшому заповеднику (т.20-24). Что в нем такого заповедного мы так и не поняли, зато хорошо перемазались. Раньше в тех местах велись интенсивные разработки камня для строительства Петербурга, но следов каменоломен мы не нашли, только отработанную породу. В точке 24 мы выехали на шоссе и через пару километров приехали к старинному кладбищу (т.27). Здесь находится Лютеранская церковь (кирха) Святой Екатерины первоначально – деревянная церковь финской общины, существовавшей с 1640 (приход Скуоритса). В 1762-63 в версте от нее в с. Скворицы выстроена новая деревянная церковь. В 1835-39 арх. А.М. Байковым построена каменная церковь на 1300 мест в стиле классицизма по проекту архитектора Д. Квадри. Резные и позолотные работы выполнены А. Федоровым, иконы работы акад. Д.И. Антонелли. Церковь украшали изразцовые печи голландского образца. В 1917 насчитывалось 8086 прихожан. В 1937 службы прекращены, пасторы Антти Ятинен и Пиетари Пумалайнен расстреляны. В 1939 закрыта и передана под клуб. Действовала в период немецкой оккупации (1942-1944). Сильно пострадала во время боевых действий. В 1949 отдана под птицефабрику. В 1989 в полуразрушенном здании проведено первое богослужение.
Кирха Святой Екатерины
Дальше по хорошей дороге, без приключений мы доехали до точки 52. Тут мы нашли интересную пеленгаторную установку. Само-собой, она охраняется и близко не подойти. Через 4 километра мы приехали в имение Выть (т.58). Имение Выть, проданное потомками П.А. Румянцева-Задунайского, переменило затем многих владельцев. Усадьба здесь возникла только в 1874 году, когда деревню купил Константин Петрович Печаткин - мануфактур - советник, инженер-технолог, владелец Красносельской и Царскославянской бумажных фабрик. Центром пейзажного парка был треугольный пруд с островом. Его южный берег, примыкающий к сыроватой лесистой территории, укреплен каменной подпорной стеной. Под насыпью размещалось отверстие, через которое вода спускалась в отводную канаву, благодаря чему пруд с островом всегда находились в хорошем состоянии. Чуть поодаль, на возвышении, стоял господский дом. Усадебные постройки до нашего времени не дошли, но сохранились старовозрвстные массивы, группы и одиночные экземпляры липы, ясеня, клена, пихты, а также разнообразные декоративные кустарники. Без ухода парк зарос; хитроумная водная система хоть и осталась, но не действует. Деревня Выть отделена от шоссе почти непроходимой лесной дорогой, что затрудняет связь с внешним миром. После расчистки парка и улучшения подходов к нему он мог бы стать зоной отдыха для туристов. Здесь мы устроили наш первый привал.
Пеленгатор
Еще через 4 километра, в деревне Вохоново мы посетили усадьбу Крейдемана (т.63). Небольшая усадьба была здесь создана в 1780-е годы Фридрихом (Федором Ивановичем) Крейдеманом. Кардинальные изменения произошли при Александре Платоновиче Платонове-Зубове, который владел имением и усадьбой более шестидесяти лет, с 1830 по 1894 годы. Он создал большой парк, расположившийся на двух естественных террасах. С высокой бровки верхней из них открывались далекие перспективы, а на нижней, среди насаждений, был пруд сложной конфигурации. Сейчас парковый характер носит лишь нижняя терраса, где сохранились массивы и группы лиственниц, дубов, лип, кленов, кедровых сосен 150-180-летнего возраста, пруд и лужайки с густой и ровной зеленью. Великолепна аллея мощных лип, ограничивающая парк с севера. С далекого расстояния этот парк, раскинувшийся среди полей, манит своей живописностью. Чтобы его сохранить, нужен простой, но постоянный уход. Частично сохранился усадебный дом, можно легко составить представление какой огромный он был в целости.
Следующим пунктом нашей программы были ракетные позиции, но дорога к ним оказалась слишком грязной и мы решили не рисковать и сэкономить время. Проехав деревню Яскелево мы оказались около одноименной группы древних курганов, ныне используемых для добычи песка…(т.67). Курганы в Яскелеве являлись одним из самых ценных археологических объектов региона. По данным северо-западной археологической экспедиции, их исследование было начато ещё в 1875 году, предметы из первых пяти изученных захоронений находятся в Кунсткамере. Два курганных комплекса являлись выявленными объектами наследия, в 2011 году Лаборатория археологии, исторической социологии и культурного наследия имени профессора Лебедева провела экспертизу объекта и определила регламент его охраны. В 2011 году археологии выразили своё беспокойство фактом разработки песчаного карьера «Березнёво» в непосредственной близости от захоронений. 15 июля факт повреждения курганов был зафиксирован областным департаментом охраны памятников, а уже 16 августу 2011 года могильники оказались полностью уничтожены.
Проехав немного назад, мы приехали в деревню Таровицы (т.73). По нашей информации здесь должна была быть группа более чем из 300 курганов (т.74-75). С ходу мы ничего особого не нашли, но и не искали особо. Я уверен, что если бы мы выделили побольше времени, то обнаружили бы их. Напомню, что курганы это не только огромные насыпные холмы, но и маленькие холмики высотой 2-3 метра. Если такие холмики порастут лесом, вы их не различите и с расстояния 50 метров.
Впереди нас ждал марш-бросок по грунтовкам до деревни Большие Бронницы (т.86). Здесь находится монумент защитникам Ленинграда, а напротив него через железную дорогу еще один комплекс курганов. Мемориал "Борницкий рубеж обороны" посвящен курсантам-пограничникам Ново-Петергофского военно-политического училища НКВД, погибшим на подступах к Ленинграду в боях 17 августа - 6 сентября 1941 года. Из всего 2-го батальона, который к моменту выступления на фронт состоял из четырех рот в количестве 579 человек, осталось 2 роты - 208 человек.
Далее мы направились к станции Войсковицы и рассчитывали осмотреть там старинный железнодорожный вокзал (т.92). К сожалению, когда мы приехали на место, выяснилось что его снесли… Хотя еще два года назад он был на месте, целый и невредимый. Стоял 150 лет и никому не мешал, а тут решили снести.
Теперь нам оставалось вкручивать до самой Гатчины. На въезде мы осмотрели два ДОТа (т.101). ДОТ под 45-мм казематную артустановку ДОТ-4. Центральный сектор Красногвардейского укрепрайона. Сооружен по приказу командования Ленинградского фронта в июле-августе 1941 г. на главном направлении обороны Красногвардейского укрепрайона, юго-западнее г. Красногвардейца (Гатчины). Оборону в нем держали воины-ополченцы 3-й роты 267-го ОПАБ 2-й гвардейской дивизии народного ополчения. Расчеты артиллеристов героически сражались с 20 августа по 12 сентября 1941 г. ДОТ носит следы обстрела с фронта.
И последняя наша интересность это лютеранская кирха святого Петра (т.101-102). Приход деревни Колпаны с 1753 г. входил в приход кирхи Святой Марии, в деревне Шпаньково, пасторы которой и служили в Колпанах. Согласно архивным документам кирха была заложена 12 июля 1789 года, и строилась под руководством неизвестного архитектора по традиционному плану. Местоположение здания было выбрано с таким расчётом, чтобы шпиль кирхи, украшенный петухом вместо креста, был виден из окон центрального корпуса Большого Гатчинского дворца. Но работы были приостановлены и возобновились в 1799 году главным архитектором Гатчины Захаровым. Под руководством нового архитектора незаконченное здание кирхи было существенно перестроено — увеличена толщина стен, завершена внутренняя отделка. В 1800 году по рисунку Захарова для шпица, завершавшего колокольню, были изготовлены из толстой латуни и позолочены петух и шар. Согласно архивным документам, торжественное освящение кирхи во имя Святого апостола Павла было совершено 2 февраля 1802 года. Ещё в 1801 году по проекту Захарова в кирхе был устроен иконостас и кафедра с балдахином, в этом же году высокий шпиль здания был покрыт белым листовым железом. В 1889 г. кирха была перестроена, сохраняясь в таком виде до Великой Отечественной войны. При восстановлении здания в послевоенные годы шпиль над колокольней был заменен четырёхскатной кровлей. В декабре 1938 г. кирха была закрыта, а в годы войны серьёзно пострадала. После её окончания здание использовалось под зернохранилище, а в 1949 г. было передано артели "Промстроймат", в 1968 г. преобразованной в Гатчинский металлообрабатывающий завод.В 1990-х годах часть здания кирхи вернули евангелическо-лютеранской церкви и 25 декабря 1991 г. в ней было совершено первое богослужение, а 24 марта 1992 г. был официально зарегистрирован приход, входящий в юрисдикцию Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии.
Вокзал в Войсковицах
ДОТы
Кирха во имя апостола Павла
На этом мы завершили нашу программу и поспешили на электричку. Обращаю ваше внимание, что в Гатчине весьма интенсивное автомобильное движение и нужно быть очень внимательными и осторожными.
Итог
Для первой большой поездки получилось слегка утомительно, многие были не в форме и под конец немного сдали. Хотя мы нашли не все интересности которые планировали, поездка выдалась на редкость позитивная!