Покатушка «Линия Маннергейма. Знакомство»

Неинтересный пост
14
Интересный пост

Карта:http://maps.yandex.ru/-/CVraBX4G

Трек:http://www.gpsies.com/map.do?fileId=anhcvmssbignxiij

Нитка маршрута: Каннельярви (0) – Победа (4) – Пушное (12) – Кирпичное (34) – Кирилловское (40) – Долина смерти (58) – Лейпясуо (72)

Введение

Покатушка очень интересная и познавательная. По маршруту достаточно магазинов и мест для отдыха, машин немного, горок мало, дороги вполне сносного качества. Единственный не простой нюанс, это последние пара километров, но о них подробно упомянем в конце отчета. Маршрут осилит даже новичок, при желании в любой момент можно отвалиться на электричку. Небольшой совет: для покатушки лучше выбирайте погоду посуше. Сложность 6 баллов из 10.

Она состоялась 7 сентября 2013 года. Участвовало 7 человек: я, Саша, Дима, Маша, Коля и Илья. Погода была солнечная, но не жаркая, без ветра и без осадков. Большая часть дороги асфальт вполне сносного качества 60%, будет немного лесных дорожек 5% и хороший грейдер 35%. Поездка по времени заняла 9 часов, расстояние получилось 75 км.

Как добраться

Мы ехали с Финляндского вокзала до станции Каннельярви на десятичасовой электрике и стартовали в 11:30. Других способов туда добраться мне не известно. В город возвращались на электричке в 21:18 от станции Лейпясуо. Хочу отменить, что час времени мы потеряли впустую на станции Лейпясуо, так как приехали слишком рано.

Поездка

Стартовав от станции в Каннельярви, через три километра, мы вы въехали в поселок Победа, там располагается кирха прихода Каннельярви, построенная в 1934 году и ныне сильно разрушенная. Рядом с кирхой старое кладбище (точка 13 на яндекс-картах). К сожалению, в этом поселке как и у станции мы не обнаружили ни одного магазина.

Кирха в поселке Победа

Теперь нам предстояло повкручивать почти 20 километров (т.51). От Победы до Пушного идет хорошая асфальтовая дорога, ровная, с небольшим количеством машин. А дальше до Кирпичного пришлось ехать по грунтовке, местами плохого качества. По пути нам не попалось ничего интересного и запоминающегося.

В самом Кирпичном, мы сначала ехали через садоводства (т.53-54), затем по лесной грунтовке (т.54-64). В точке 64 есть замечательный спуск к воде где можно устроить привал. Между точками 62 и 63, справа по ходу движения, будет небольшой лесок. В нем находятся развалины усадьбы князя Салтыкова. Самих развалин осталось не так много, и что бы их найти придется постараться, зато выглядят они очень эпично! Будьте осторожны, там в подлеске много змей, особенно в солнечную погоду.

Тихое место для привала

Развалины усадьбы князя Салтыкова

В подлеске полно змей

Почти везде видны следы каких-то построек

После усадьбы мы завернули к остаткам кирпичного завода в поселке Заводской (т. 71-72). Там интересностей не так много, но с чем пофоткаться найти можно. И снова проехав через Кирпичное мы направились в Кирилловское. Здесь мы нашли первые приличные магазины (т.93). Привал устроили тут же, отъехав в ближайший лесок у железной дороги (т.95). Оказалось, что на нашей полянке растет куча всяких грибов, а если походить по окрестностям можно найти окопы, провалившиеся землянки и блиндажи и совершенно не понятные строения.

Остатки кирпичного завода

Впереди нас ждала самая интересная часть маршрута. Из Кирилловского по дороге на Каменку мы ехали вдоль военных баз и всяких полигонов (т.97-124). В тех местах часто бывают учения, и в такие дни там все перекрыто. Однажды, один незадачливый велосипедист проигнорировал предупреждение и заехал там на полигон во время учении, что к сожалению закончилось несчастным случаем со смертельным исходом. Мы же ехали в тот день, когда все было спокойно. Не доезжая Каменки километра полтора, мы свернули на полигон (вправо по ходу движения, т. 124). Вдоль полигона заграждений нет, но иногда попадаются просто шлагбаумы у края леса, их можно спокойно обойти. Около точки 123 слева, будут прикольные макеты всякой военной техники.

Макеты вертолетов на полигоне

Линия Маннергейма - система бывших финских пограничных укреплений на Карельском перешейке. Названа по имени финского маршала Карла Маннергейма. Сооружалась в 1927—1939 годах. Строительство завершено под руководством бельгийского генерала Баду — участника постройки "линии Мажино". Линия Маннергейма прикрывала кексгольмское и выборгское направления, примыкая флангами к Ладожскому озеру и Финскому заливу, имела ширину по фронту 135 км, глубину до 95 км и состояла из полосы обеспечения (глубина 15—60 км), главной полосы (глубина 7—10 км), второй полосы, удалённой на 2—15 км от главной, и тыловой (выборгской) полосы обороны. Было возведено свыше 2 тысяч долговременных огневых сооружений (ДОС) и дерево-земляных огневых сооружений (ДЗОС), которые объединялись в опорные пункты по 2—3 ДОС и 3—5 ДЗОС в каждом, а последние — в узлы сопротивления (3—4 опорных пункта). Главная полоса обороны состояла из 25 узлов сопротивления, насчитывавших 280 ДОС и 800 ДЗОС. Опорные пункты оборонялись постоянными гарнизонами (от роты до батальона в каждом). В промежутках между опорными пунктами и узлами сопротивления находились позиции для полевых войск. Опорные пункты и позиции полевых войск прикрывались противотанковыми и противопехотными заграждениями. Только в полосе обеспечения было создано 220 км проволочных заграждений в 15—45 рядов, 200 км лесных завалов, 80 км гранитных надолб до 12 рядов, противотанковые рвы, эскарпы и многочисленные минные поля. Во время советско-финляндской войны 1939—1940 советские войска прорвали Линию Маннергейма. После войны большинство уцелевших сооружений было разрушено. Во время 2-й мировой войны 1939—1945 финские войска частично восстановили сооружения линии. В 1944 советские войска вторично прорвали ее на выборгском направлении, а затем полностью уничтожили все её оборонительные сооружения.

И вот мы свернули на полигон к районам линии Маннергейма Summakulä и Summajarvi. Тут без навигатора будет очень трудно, на худой конец можно распечатать карту, но очень подробную. На полигоне множество дорог, все они идут параллельно (дороги, кстати, хоть и грунтовые, но отличного качества). Если по ним ехать никуда не сворачивая, можно приехать прямиком в Гаврилово. По полигону мы доехали почти до озера Лощинного, там располагается так называемая Долина Смерти (место, где во время войны погибло очень много солдат). От нее начинаются разные части линии Маннергейма: ДОТы, окопы, противотанковые укрепления, блиндажи и прочее. Подробно что и как останавливаться не буду, все детально указано на треке. В принципе, каждый может сам посмотреть что и где расположено и проложить свой маршрут.

Найди велосипедиста :) Мне почему-то напоминает Мордор

Главная биссектриса полигона

Вокруг ДОТов и прочих сооружений валяется много старых снарядов, колючей проволоки и остатков техники. Иногда попадаются совершенно эпические картины (см. фото). Военных мы не встретили ни одного, зато грибников и просто отдыхающих полно. Иногда попадаются памятные кресты и братские могилы, все ухоженные и опрятные. Когда будете лазать по укреплениям не снимайте шлем и берегите одежду – там много острых деталей за которые легко зацепиться или удариться.

Противотанковые надолбы

Под ногами полно остатков снарядов

Высота Язык

Имеются даже указатели куда ехать и что смотреть

Остатки финской артиллерийской позиции

После точки 141 основной список интересностей просмотрен и надо двигаться в сторону станции. Примерно, от точки 147 начинается очень плохая лесная дорога, будьте готовы к грязи, бродам и прочим радостям леса. Нам даже приходилось пару раз переносить велики по бревнышку над глубокой канавой. Вдоль самого железнодорожного полотна идти не пытайтесь – там нет дороги. Но там есть пара ДОТов от линии Маннергейма куда мы тоже заглянули.

Последние километры самые труднопроходимые

Финишная прямая до станции

Перед поездкой рекомендую посмотреть побольше фото с нашей покатушки и из ссылок в конце обзора, это поможет лучше ориентироваться на местности и решить что стоит посмотреть, а что нет.

Итог

Покатушка получилась очень интересная. Основная трудность была найти все что мы хотели (в лесу это сделать не просто) и грамотно рассчитать время. Однако все остались довольны. Со временем мы организуем покатушки и по другим участкам линии.

Полезные ссылки

http://www.nortfort.ru/mline/

http://www.roadplanet.ru/home/reports/358/

http://www.aroundspb.ru/fort/

twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru liveinternet.ru livejournal.ru google.com yandex.ru