Неинтересный пост
24
Интересный пост

Карта: Маршрут на Яндекс-картах

Длина: 60-70 км

Лента: Лебяжье - Форт Красная горка - Мыс Серая Лошадь - Полуостров Каравалдай - Сосновый бор

Фотогалерея: http://velolgbt.ru/gallery/kransnaya_gorka

Все фото покатушки: http://vk.com/album-9572046_141784806

Кратко: Краснофлотск, Гора Валдай, Черная Лахта.

Форт Красная Горка начал строиться в 1909 году, одновременно с фортом Ино, для обороны входа в Финский залив.

Форт находится на высоком береговом мысу, покрытом густым сосновым лесом. Он состоит из расположенных уступом орудийных позиций. Железнодорожная ветка соединяла его с посёлком Лебяжье. В 8 км. к западу от форта на берегу Финского залива дополнительно возвели две батареи и большой бетонный КП, получивших общее название форт "Серая лошадь"

Введение

Это один из самых простых и интересных маршрутов в Ленобласти. Почти все, кто хоть немного увлекается покатушками, бывали в тех местах. Большим плюсом данной покатушки является то, что при желании, ее можно как сократить, так и увеличить. К минусам можно отнести тот факт, что ехать на нее желательно с человеком, который хотя бы раз уже бывал там, иначе вы рискуете не заметить или просто не найти очень интересные объекты. На то она и маскировка?

Наша поездка состоялась 3 сентября 2011 года. Участвовало 4 человека: я, Саша, Дима и Сережа. Погодные условия были благоприятные, ветра почти не было, все время светило солнце, только в начале и в середине маршрута покапал кратковременный дождик. Дорога 50% грунтовка в хорошем состоянии, 20% мощеная камнем, 30% хороший асфальт. Горок почти нет, а те что есть, все на спуск. Маршрут простой и приятный. Если ехать обзорно, то он займет 6-7 часов, если же вы хотите все подробно изучить, то понадобится несколько дней. В нашем случае, мы были в Лебяжьем в 10-45, а электричка с нами из Соснового Бора выехала в 18-30. Расстояние строго по карте 50 км, но скорее всего получится около 60.

Точки маршрута, которым соответствует фотография в галерее, обозначены (т. N).

Немного истории

Форт Красная Горка (Алексеевский) начал строиться в 1909 году, одновременно с фортом Ино, для обороны входа в Финский залив.

Форт находится на высоком береговом мысу, покрытом густым сосновым лесом. Он состит из расположенных уступом орудийных позиций. Железнодорожная ветка соединяла его с посёлком Лебяжье. В 8 км. к западу от форта на берегу Финского залива дополнительно возвели две батареи для 6-дм. орудий "Кане" и 120-мм орудий и большой бетонный КП, получивших общее название форт "Серая лошадь", предназначенные для прикрытия подходов к "Красной горке".

Артиллерийское вооружение было сходно с артиллерий форта Ино - батарея из 8 11дм. гаубиц, 8 10 дм. орудий системы "Бринка", 6 6дм. скорострельных пушек "Канэ", а также 8 12дм. орудий. Орудийные позиции соединены друг с другом крытыми ходами - патернами и окружены подземными погребами, галереями, командными пунктами и укрытиями для орудийной обслуги. В целом форт был боеготов к 1915 году.

Участия в боевых действиях первой мировой войны форт не принимал. В 1918 г. в связи с продвижением немецких войск к Петрограду военный совет Балтфлота распорядился заминировать все батареи и сооружения форта. 20 августа 1918 г. внезапно взорвались пороховые погреба двух батарей. Причина не вполне ясна до сих пор - то ли грозовая молния, то ли саботаж.

11 июня 1919 года арестом прибывшего на форт отряда коммунистов начался мятеж форта "Красная Горка. Белые на этот момент находились всего в десятке километров от форта. К мятежу присоединилась "Серая лошадь" и форт "Обручев". 12-дм. орудия форта вели огонь по Кронштадту (главным образом по рейду). Линкоры "Петропавловск" и "Андрей первозванный" и крейсер "Олег" в свою очередь начали обстрел форта. "Красная Горка" отвечала, причём корабли получили несколько попаданий (форт существенных повреждений не получил). 16 июня восстание было подавлено большевиками.

Вступив в октябре 1919 г. в артиллерийскую дуэль с английским монитором "Эребус" форт "Красная Горка" стал вместе с Кроншлотом единственным кронштадским фортом, вступавшем в противоборство с иностранным флотом. В 1921 г. орудия "Красной горки" вели огонь по мятежному Кронштадту.

Во время Отечественной войны форт был важнейшей частью обороны Ораниенбаумского плацдарма. Радиус действия его орудий значительно влиял на дальность продвижения немцев. По железнодорожным путям форта и вокруг него курсировали железнодорожные транспортёры с 180- и 356-мм орудиями, а так же два бронепоезда - "Балтиец" и "За Родину", которые вели контрбатарейную борьбу с немецкими дальнобойными батареями, обстреливавшими Ленинград.

Форт существовал как воинская часть до начала 1960-х, после чего был разоружён, пушки и оборудования отправлены на переплавку. В 1975 г. на форту создали мемориал, на бывшей 6-дм. батарее установили три орудия (100-, 130-мм и 6-дм. орудие "Кане") и два ж/д орудийных транспортёра - ТМ-3-12 и ТМ-1-180. В начале 1990-х военные окончательно покинули форт и мемориал подвергся разграблению. Сам форт также подвергся налёту "металлических мародёров", не поленившихся даже раскопать глубокие потерны с их бронированными сводами.

В 2006 ж/д транспортёры и 6" батарею прочно обнесли тремя рядами колючки якобы для разминирования, всё раскопали, повалили лес и теперь всё это дело стоит раскопанное и развороченное. 6-дм "Кане" сплавили в Москву, 100-мм - неизвестно куда. Территорию форта, по упорным слухам, продали под котеджную застройку

Взято: http://www.nortfort.ru/kgorka/

Как добраться

Каждые полтора-два часа, от Балтийского вокзала идут электрички до станции Калище или Лебяжье. Рекомендую ехать на девятичасовой электричке сразу с вокзала или станции Ленинский проспект. Выйти можно в двух местах: на станции Лебяжье или платформе 69 км.

ВНИМАНИЕ: на Приморском шоссе, в 200 метрах ДО станции Чайка стоит пограничный пост. Его можно объехать на велах по лесу (отъехав поглубже в лес) и ехать вдоль жд путей, до самой станции Чайка, а дальше снова на шоссе. На авто вы там не проедете ни под каким видом, единственный способ это ехать через Гостилицы, Копорье и Сосновый Бор, окружным путем, но это очень долго и утомительно.

Поездка

Итак, мы прибыли на электричке на станцию Лебяжье (точка 1). Народу на том направлении, как правило, не очень много. Так что если вы сядете на вокзале, то доедете с велами без проблем и давок, даже в выходные. Есть электричка, которая в 9-30 идет до Лебяжьего, на ней вообще народу не бывает, особенно по субботам? (т.1)

От станции повернули направо и проехали метров 300 по улице Степаняна. Вдоль нее расположились военные части (действующие), не представляющие интереса. По пути нам попался бронетранспортер (т.3).

Фотографируйтесь с ним быстро, так как военные очень злые, но симпатичные?!

Еще через 200 метров будет перекресток с Приморским шоссе (т.4), на нем повернули снова направо, и вскоре увидели небольшую площадь и самолет. С ним можно фоткаться сколько угодно (т.5). Если проехать чуть дальше по шоссе, там есть магазины, в которых можно запастись провизией, и на площади рядом с самолетом спокойно перекусить на скамеечках (т.6-7).

Несмотря на то, что в округе полно военных частей и пограничный пост имеется, люди на толпы велосипедистов не обращают никакого внимания (должно быть, привыкли), и по пути лишних вопросов, как правило, никогда не возникает.

(т.4)

После завтрака, едем по улице Мира (т.9-15). Вдоль нее идут обычные садовые участки, ничего интересного. Единственное, на что стоит обратить внимание, это «Скворечник». На самом же деле, это башня дальномерного поста, приспособленная под жилье-дачу (т.14).

(т.14)

Еще через несколько сот метров, дорога начинает идти в горку и справа открывается интересный вид на Финский залив (запашок от залива еще тот) и вы поймете откуда в названии Красная Горка слово «горка» (т.15).

(т.15)

Камни, которые лежат внизу, у кромки воды, принесены сюда еще ледником из Карелии 8000-10000 лет назад. Этот же ледник и сформировал своей массой холмистый рельеф местности, в результате чего и получилась огромная по площади возвышенность (по которой мы сегодня будем кататься). Спуск с этой возвышенности предстоит только на подъезде к Сосновому Бору.

Едем дальше. Вскоре мы находим заброшенную жд ветку (т.17). Ее закрыли 31 декабря 2010 года из-за нерентабельности. Когда она работала, поезда сворачивали от Лебяжьего и ехали до станции Краснофлотск, ходили они всего лишь два раза в сутки. Сразу слева от переезда будет станция Красная Горка. Если взглянуть на карты в интернете, то там изображено, что ветка продолжается и дальше станции Краснофлотск, но это не так. Пути дальше станции уже лет 30 как разобраны и те схемы, которые представлены в сети, очень не точны. На самом деле, вся территория к северу от Приморского шоссе, между ним и заливом, очень густо пронизана заброшенными жд путями (вскоре мы в этом убедимся). Одни использовали при строительстве форта, другие во время Второй мировой, третьи в 50-60х годах. Но сейчас от них остались разве что шпалы и просеки. Хотя, знающие люди могут показать очень интересные объекты вдоль этих путей, на них, к сожалению, у нас сегодня нет времени.

Далее дорога огибает железку и снова ее пересекает (т.20). В точке 19 мы сделали небольшую остановку и зашли в лесок слева. На первый взгляд, там нет ничего интересного. Но присмотревшись, мы поняли, что стоим на крыше огромного бункера, а впереди заросшая ветка железной дороги. B бункер оказалось не залезть, он глубоко осел в землю и сильно зарос.

(т.20)

В точке 20 дорога второй раз пересекает жд. Не доезжая этого переезда метров 10, стоило свернуть влево в лес. И мы сразу заметили остатки линии сухопутной обороны. Вниз по склону будет траншея (тоже выполняла защитную функцию), а за ней еще одна насыпь жд по которой в свое время курсировали бронепоезда с орудиями для обстрела немецких позиций.

Все то время, пока вы едете от Лебяжьего до форта, посматривайте на покрытие дороги. В некоторых местах (особенно хорошо между т.18-20), видны старинные покрытия этой дороги. В начале, она была грунтовая, позже, в конце XIX века, ее замостили крупным камнем (он сейчас очень хорошо виден), а в советский период ее пару раз асфальтировали. Асфальт, большей частью, давно отвалился и обнажилась мощенная дорога, как будто ее лет 5 назад положили - умели тогда строить.

Через 500 метров, от последней остановки, указатель вправо "Форт Красная Горка", его мы пока проехали (т.21). Чуть дальше (т.22) справа, мы увидели обгоревшие остатки здания штаба. Еще в 2010 году оно было цело и в хорошем состоянии, вплоть до лепнины на потолке. Метров через 50 будет магазин (по сельским меркам, вполне приличный), работает с 11 до 20, перерыв с 15 до 16. В графике возможны незначительные вариации, каждый год они разные. После магазина, снова справа, двухэтажное здание столовой (т.24). По нему можно полазать и как следует осмотреть. Оно сохранилось очень хорошо. Ему бы косметический ремонт, и получилась бы отличная гостиница. При посещении подобных объектов, не забывайте смотреть под ноги!

(т.21)

(т.24)

В точке 25 развалины дома культуры, он же кинотеатр. Со стороны дороги, он выглядит более чем скромно, однако если залезть внутрь, размеры у него вполне приличные. Дальше по дороге, между точками 25 и 26, справа, видны остатки множества жд путей, мы по ним еще сегодня поедем. 26 точка - местная пожарная часть, не знаю работает или нет.

И вот, мы подъезжаем к очередному переезду через жд. Не доезжая до него метров 20, справа и слева, на обочине лежат остатки столбов от ворот, еще царских времен, раньше их навершия украшали эмблемы с большой буквой "A" - Алексеевский. Одна из таких букв все еще валяется в кустах неподалеку (т.28). Тут, с мощенной дороги, мы свернули ненадолго направо на грунтовку и ехали по ней пока ее не пересекли рельсы (т.31). Здесь можно осмотреть заброшенную станцию Краснофлотск и убедиться, что дальше путей нет. Рядом находится военная часть (действует, т.30).

(т.28)

(т.31)

Вернувшись в точку 28 и переехав через жд, перед нами открылась мощеная дорога (т.32), такой она была и 50 и 100 лет назад, сохранилась идеально. Чуть дальше по дороге есть две колонки с водой, если кому-то понадобится (т.33).

(т.32)

После переезда (т.37), свернули влево на тропинку и проехали метров 50, до небольшой поляны. Тут мы сразу нашли одно из укрытий для пехоты, а подойдя к нему, заметили обширные укрепления раскинувшиеся по всему лесу. Из-за растительности их трудно заметить, не подойдя к ним вплотную (т.34, 35, 36). Легко заметить позиции для орудий, траншеи для пехоты, пулеметные гнезда, ДОТы, склады и пункты связи. А еще там полно грибов :). Это продолжение первого обвода сухопутной обороны, который мы видели в точке 20. Если ехать вдоль жд, между точками 20 и 37, можно увидеть очень много интересного и даже везде полазать, но это оставим на следующий раз :)

(т.34)

Теперь, по уже известному нам маршруту, вернулись к указателю (т.21) и повернули в сторону форта. Пока мы ехали от указателя по неширокой асфальтовой дорожке (т.41-42), по сторонам от дороги стояли длинные деревянные дома. По моей информации, это дома еще царской постройки для офицерского состава. Сейчас эти дома полуразрушены и частично обитаемы. На подъезде к мемориалу, от машин дорогу преграждают бетонные балки. Прямо перед ними, есть дорожка влево (т.43). Через 20 метров по этой дорожке будет башня. Что это такое не вполне понятно, скорее всего, это была радиобашня или ее использовали для подвода коммуникаций под землю. В самой башне, не так давно, обвалился пол и обнажились обширные подземелья.

Сам мемориал (т.44) не представляет ничего особенного. Если встать к нему лицом, обойти справа и спуститься к берегу залива, можно увидеть разрушенное здание. По одним источникам, это недостроенная станция жд, по другим, остатки причала, по третьим, это радиоцетр или маяк.

(т.43)

(т.44)

(т.47)

После мемориала проехали метров 150 по дорожке вдоль склона (т.45), потом заметили тропинку влево и свернули на нее. Первое, что мы увидели, это электроподстанция (она и далее все дореволюционной постройки, т.46). Если ехать по этой тропинке дальше можно обнаружить позиции для орудий и многочисленные входы в подземелья (т.47-48). К сожалению, для осмотра пригоден только первый уровень форта, оставшиеся два этажа подземелий или завалены или входы в них замурованы. Запаситесь фонариками и не снимайте шлемы, с потолка часто падают пласты асфальта (его раньше использовали для поглощения энергии взрыва). Если забраться наверх укреплений, видны места где были установлены орудия. Со стороны залива форт заметить невозможно.

Наша тропинка привела нас к большой поляне (любимое место отдыха аборигенов), на ней за забором из колючей проволоки, стоят орудия которые защищали форт во время революции и во Вторую мировую. Так же там представлено одно из орудий курсировавших на бронепоезде по увиденным нами, ныне заброшенным, путям (т.49). Орудия охраняются, на вышке рядом с ними сидит часовой с оружием. Так что перелезать через колючку не рекомендую. За самими орудиями, огромное поле развалин. Это следы взрыва 1918 года, когда по каким-то причинам сдетонировал боезапас форта и уничтожил две батареи и несколько зданий.

(т.49)

Рядом с колючкой легко заметить остатки шпал. Постепенно эти остатки превращаются в дорогу, по которой нам надо будет ехать (т.50). Это часть тех заброшенных веток, которые мы проезжали, когда ехали к станции Краснофлотск. Примерно через 200 метров, справа, будет длинный желтый бункер - музей форта (т.51). Вход бесплатный, режима работы у него нет, но открыт он почти всегда. Если попросите, сотрудники вам все покажут и расскажут. Рядом с музеем, дорога проходит как бы среди двух бетонных стен, это одни из двух ворот форта, они часть второй линии сухопутной обороны. Под ними тоже находятся какие-то подземелья и ходы, но информации на этот счет у меня немного.

(т.51)

После музея, возвращаемся по дороге из шпал немного назад, до неприметного поворота вправо. Там находятся полуразрушенные здания военной части, едем через них и на ближайшем повороте сворачиваем налево (т.51-52) потом едем до самого склона к берегу залива (т.53).

И тут на берегу видно, почему Красная Горка именно "красная". Склон во многих местах сложен из песка красного цвета (т.53). Этот самый склон, активно разрушается, за последние 100 лет в залив сползло примерно 20 метров и там где сейчас обрыв раньше был лес. К воде спускаться не рекомендую - обратно очень трудно залезть. Если внимательно поискать между обрывом к воде и орудийными позициями, можно найти много интересного. Например, остатки мощенных дорожек или заброшенный садик. Это место идеально подходит для привала, следующая остановка будет не скоро.

(т.53)

Отдохнув, мы поехали по тропинке вдоль склона метров 500. Как только тропинка начала резко уходить вниз (т.56) мы взяли правее на узкую тропочку. Пока идете по тропе (ехать на веле по ней невозможно и очень опасно!), обратите внимание на огромные бетонные валуны вокруг (т.57). Их отбросило взрывом, о котором говорилось выше. Метров через 400, после того как свернули на тропку, начинайте посматривать влево и вскоре появится заброшенная жд, выходите на нее (т.58) и идите по ней пока не упретесь в колючку (т.59). Вдоль колючки еще метров 200 и будет спуск вниз и вправо. Если присмотреться, тут еще один бункер (т.60). Раньше это была прожекторная установка, но судя по обстановке в последние годы работы форта там было что-то вроде котельной и водонапорной станции. Внутри очень много всего интересного! Но пол там частично разрушен, так что смотрите под ноги!

От прожекторной установки, снова вдоль колючки, проехали километр с небольшим (за колючкой действующая военная часть с вооруженной охраной, датчиками движения и прочими радостями) до точки 63.

(т.63)

Дальше колючка резко повернула налево (т.63), а тропинка пошла прямо и мы продолжили по ней ехать до развилки (т.65). На развилке, если повернуть налево, то мы приедем к дороге (т.66) которая ведет в поселок Черная Лахта. Если свернем направо, то вместо тропинки будет деревянный настил, который приведет нас на базу отдыха (у меня лично, язык не повернулся бы назвать то что там расположено базой отдыха), а от этой базы идет хорошая дорога до проселка на Черную Лахту (т.66). Этот проселок, кстати, тоже вымощен камнем, только тут мощение сохранилось гораздо хуже.

Едем почти два километра, до точки 75. В этой точке слева будет магазин (работает до 16 или 17 в зависимости от дня недели и настроения продавцов, зато без обеда). Сразу после магазина, поворот направо (т.75), свернув на него, проехали метров 300 до перекрестка (т.78), а там налево и все время прямо через поселок (т.79), через лесок, пока не уперлись в широкую грунтовку (т.80). На самом деле, это не грунтовка, а заброшенная жд ветка, которую использовали при строительстве форта Серая Лошадь и во время войны. Позже, ее просто засыпали песком и утрамбовали в дорогу. По ней ехать еще 2км (т.93), до ворот со знаком 'стоп', въезжаем в эти ворота и едем еще километр (т.95).

(т.75)

Внезапно, впереди появилось огромное бетонное строение в три этажа и с крестом наверху (т.95). Это командный и наблюдательный пункт 1910х годов постройки, позже существенно перестроенный коммуняками. Внутри можно полазать, но очень осторожно, временами на нем замечают военных.

(т.93)

(т.95)

Наша дорога свернула от КП и пошла вдоль кромки воды (т.95). В этом месте нет такой возвышенности как на Красной Горке, и по-этому для защиты от наводнений и льда зимой по берегу сделали набережную из тех же камней, из которых мостили дороги (она частично разрушена, т.96).

(т.96)

(т.97).

Время от времени, дорога становилась тропинкой, потом снова дорогой. В 500 метрах от КП, расположены батареи Серой лошади (т.97). Они однотипны с батареями Красной Горки, но подземелья тут сохранились гораздо лучше. Серую Лошадь построили в первую очередь как наблюдательный пункт и форпост.

Дальше по тропинке-дорожке начались строения военной части, метров через 400 нашелся еще один наблдательный пункт (справа), но в советские времена его использовали как баню для офицеров… Сейчас же, он весьма весело раскрашен в стиле Футурамы.

Будьте внимательны – он хорошо замаскирован и его легко пропустить (т.98).

(т.98)

После НП будет городок военной части (т.99), местами, он сохранился очень хорошо, местами растащен аборигенами до основания. Очень интересное место, иногда кажется, будто военные ушли совсем недавно. В городке вы можете встретить тех, кто его понемногу разбирает, они, как правило, не обращают ни на кого внимания, так что бояться их не стоит. Когда вы будете выезжать из части, это нужно делать через ГЛАВНЫЕ ВОРОТА, не перепутайте! Мы ехали строго по той дорожке, по которой приехали, никуда не сворачивая (т.100).

Через километр будет развилка, на которой мы свернули налево, где подъем в горку (т.105) и ехали прямо до пересечения с шоссе (т.110). По пути, эту дорогу пару раз буду пересекать заброшенные жд ветки (т.108). Можно смотреть по сторонам, там будет на что обратить внимание.

(т.100)

(т.112)

По шоссе проехали 800 метров до поселка Гора Валдай (т.110-111), там еще со времен Северной войны сохранились остатки шведских укреплений. Сейчас там что-то вроде военного городка, но вход свободный. По поселку можно поколесить и посмотреть разные интересности, однако особое внимание стоит обратить на церковь (т.112).

Далее снова на шоссе (т.113) и крутили педали в сторону Соснового Бора. По пути мы один раз пересекли жд пути (т.121) и больше ничего интересного нам не встретилось еще долго. Через два с половиной километра от точки 121, будет памятник балтийцам, защитникам ораниенбаумского плацдарма (т.128).

(т.128)

Метров через 100 после памятника, дорогу снова пересекает железка, не доезжая до этого места метров 10, будет поворот вправо. От этого поворота отходят две дороги, левая идет к закрытым воротам действующей военной части, а правая ведет в сторону залива (она то нам и нужна, т.129). Вскоре мы оказались на берегу залива (т.131). Ехали по берегу до пляжа (влево), а дальше по пляжу метров 200 до конструкции выдающейся в залив (т.131-134). Это пирс для заправки кораблей, катеров и подводных лодок (т.134). Его основание еще царской постройки, а железная часть уже советского периода.

От пирса поехали прямо в лес, там располагается сама база (т.135). Она просто огромна. Что бы ее всю осмотреть надо дня два. Советую, просто по ней поколесить и осмотреться. А в следующий раз приехать специально, что бы ее осмотреть (т.135-137). Выезжали из базы СТРОГО тем же маршрутом, которым приехали (есть риск нарваться на военных, так как у шоссе есть действующая часть, правда маленькая, но все же, т.137-141).

(т.131)

(т.134)

(т.135)

Выехав с базы (т.141) направились в Сосновый Бор. По пути, там мало чего интересного, да и времени уже немного оставалось. Ехать до станции Калище около часа. Электрички каждые два часа, последняя в 21-20. Дорога там хорошая и почти всегда с горки

(т.174)

Итог

Всего за день получится 60-70 км. Те места просто напичканы всякими интересностями, думаю, это не последняя наша покатушка туда, так что материал будет каждый сезон дополняться!

Полезные ссылки

http://www.nortfort.ru/kgorka/index.html

http://www.krasnaya-gorka.sbor.ru/

Дополнения

Схема форта Красная Горка

Михаил Суслов, Александр Дудкин

twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru liveinternet.ru livejournal.ru google.com yandex.ru