Покатушка «В Копорье»

Неинтересный пост
21
Интересный пост

Маршрут: на Яндекс-Картах

Трек GPS: скачать

Нитка: Сосновый бор-Калище-Гостилицы-Ропша-Красное село

Длина: 94 км

Краткое описание: На маршруте будет крепость Копорье, окаменелые трилобиты на бывшем морском дне, радоновое озеро, усадьбы в Гостилицах, Ропше.

Фотогалерея: на сайте

Фотоальбом: вКонтакте

Введение

Данная покатушка рассчитана на то что бы «вкручивать». По маршруту достаточно много достопримечательностей, но все они на существенном расстоянии, и если вы решили ехать, убедитесь что времени достаточно и вы все успеете. Хорошо рассчитывайте свои силы, так как если вы устанете где-то на пол пути, свернуть будет нельзя. Зато увиденное вами с лихвой компенсирует потраченные силы!

Покатушка состоялась 1 октября 2011 года. Участвовало 12 человек: я, Дима, Саша, Женя, Юргис, Сергей, Игорь, Анна, Екатерина, Юрий, Коля, еще Коля. Несмотря на осень, погодные условия были отличные! Оптимальная температура, почти без ветра и достаточно солнечно. Дорога 100% асфальт, правда, иногда не очень хорошего качества, но проблем не возникало. Горки, причем большие, по пути будут, но всего 3-4 на все 100 км. Весь маршрут занял около 10 часов (возможно проехать и быстрее, мы потеряли полтора часа на всякую ерунду).

Немного истории

Впервые упоминается в новгородских летописях за 1240 г. когда немцы поставили здесь деревянную крепость-форпост. В 1241 году князь Александр Ярославович Невский крепость захватил и разрушил.

В 1280 году новгородцы отстроили здесь каменную крепость и отдали ее сыну Александра Ярославовича - Дмитрию. Через два года что-то промеж них случилось и новгородцы объявили ему импичмент - князя и дружину выгнали взашей, а крепость разобрали. И шведы тут же высадились на берегах Нарвы. Пришлось Копорье восстанавливать (1297).

До Ливонской войны (15 век) крепость Копорье - важный пункт обороны Новгородской республики. В 1581 году шведы захватывают крепость, однако в 1591 русские войска забирают ее обратно.

В первой четверти XVI в., в связи с распространением огнестрельного оружия, крепость основательно перестроена.

В 1612 году (Смутное время) 2 тысячи человек шведов осадили Капорье и после правильной осады гарнизон сдался. По Столбовскому договору 1617 года крепость отдана Швеции. В 1656 году русские пытались вернуть ее обратно - неудачно.

В 1703 году, после трехдневного обстрела из мортир и обрушения части стен, шведы сдали крепость петровскому воеводе генерал-фельдмаршалу Б. П. Шереметеву.

С удалением границы государства российского на запад Копорье потеряло военное значение, и в 1763 г. была упразднена как крепость. Далее она находилась в руках различных частных владельцев, которые время от времени пытались организовать здесь торговлю тесаным камнем. Слава Богу - безуспешно.

С 70-х годов прошлого века начинаются попытки восстановления крепости. В 1979 - 1983 гг. проведена консервация Южной, Северной и Средней башен. В настоящее время никаких работ в крепости не ведется (по-моему).

Взято: http://www.nortfort.ru/koporje/

Как добраться

Электрички ходят каждые 2 часа с Балтийского вокзала, мы ехали на электричке отправлявшейся в 9:10 и в 11:10 были на станции Калище (конечная). Можно доехать на маршрутке от метро Автово до Соснового Бора. Но этот способ крайне не желателен, так как по пути следования маршрутки стоит погранпост где нужен пропуск (на велах этот погранпост можно проехать по лесу). А если ехать на электричке ничего не нужно.

Поездка

Итак, мы прибыли в Сосновый Бор (станция Калище, точка 1). Для справки: к электричкам привязана маршрутка прямо до крепости, так что если вы поехали без вела, до крепости можно добраться на маршрутке. Она там одна стоит так что не перепутаете, и не забудьте спросить у водителя расписание маршруток в обратную сторону . От точки 1 до точки 68 нет ничего интересного. Пока вы едете через Сосновый Бор, можно поглазеть на атомную станцию (т.17). Кстати, вы едете по бывшему дну Финского залива. Когда крепость строили, она была на самом берегу. Метров за 100 до самой крепости будет горка – это и есть бывшая линия прибоя.

т.1

т.17

Хорошими ориентирами на пути от станции Калище до Копорья могут служить поворот на дорогу Н15 (т.32) и железнодорожный переезд (т.59). До крепости мы доехали меньше чем за час (т.66). Из-за того что вблизи крепости дорога идет в горку и поворачивает, сама крепость появляется очень неожиданно.

т.66

У входа в крепость стоит будочка где нужно купить билетик (30 руб. с носа), но внутри как ни странно никто их не проверяет… Внутри крепости много всего интересного: ходы, башни, подземелья, две церкви, можно полазать по крепостным стенам (с них открывается потрясающий вид). Но не забывайте об осторожности, спуски и подъемы внутри крепости очень крутые и легко можно свалиться вниз, а падать там высоко. Вокруг крепости, как и положено, ров. Ныне давно обмелевший и используемый для пикников в концертов. Под западной стеной протекает речка Копорка, которая в свое время наполняла ров и вымыла огромный овраг.

т.65

Если встать к крепости лицом, то по правую руку будет кладбище. Первые захоронения там появились еще в 13 веке. Сейчас там почти не осталось древних могил, но зато стоит очень живописная заброшенная церковь (т.65).

Едем дальше. В точке 71 справа (примерно метров 500 дальше по дороге от крепости) будут магазины и кольцо маршрутки до Соснового Бора. А за магазинами находится заброшенная усадьба Гревово и парк. Парк основательно запустел и зарос, но следы планировки видны до сих пор. Там можно устроить привал или просто немного погулять.

т.71

После отдыха в парке нас ожидал довольно длительный марш-бросок в сторону Гостилиц (т. 138). Обратите внимание на развязку в точке 72. На ней легко свернуть не в ту сторону. По пути до Гостилиц, в точке 92, те кто устал могут повернуть в сторону Соснового Бора, там всего 17 км по прямой.

В точке 112, там где Н153 впадает в Р35 мы свернули налево (ориентир не то часовня не то беседка, слева у дороги) и проехав метров 400 заметили здание бывшей водолечебницы, а если зайти за него и спустится вниз, то вы увидите родоновое озеро. Сейчас там что-то вроде рыбозаводческой фермы, но пройти можно свободно. На яндекс-картах это хорошо видно.

т.112

т.112

Теперь едем в Гостилицы (т. 138), ехать по Р35 прямо, никуда не сворачивая. Там находится очень красивая усадьба. К сожалению, она с каждым годом разрушается все больше, хотя еще пару лет назад были даже с перекрытиями и крышей. Рядом с усадьбой отремонтированная церковь, вокруг немного дикий парк с прудами и хозяйственные постройки, есть где отдохнуть и не спеша покататься. А через дорогу, магазины и прочие места общего пользования.

т.138

Далее наш путь лежал в деревню Вильповицы (т. 147), когда вы будете выезжать из Гостилиц, не пропустите нужный поворот с Новой улицы на улицу Центральную (см. карту). Его легко не заметить, так как он похож на обычную деревенскую улочку, а не дорогу. Примечание: когда вы выедете от развалин усадьбы на Новую улицу и поедете прямо по ней, нужный поворот будет метров через 300.

В деревне Вильповицы нас ожидало две достопримечательности. Если вы остановитесь в точке 147 и поедете налево, там будут необычные развалины колхоза, больше похожие на нечто среднее между готическим замком и усадьбой. Ориентир: железные ворота (которые легко обойти) и памятник Ленину. А если поехать направо, по грунтовой деревенской улочке, вдоль домов примерно 800 метров, вы увидите поле и спуск в карьер. В этом карьере донные отложения древних морей и окаменевшие животные, которым несколько сотен миллионов лет. Но, к сожалению, найти там что то без человека который уже там бывал очень трудно (т. 150).

После осмотра возвращаемся на дорогу (т. 153) и едем до Ропши (т.175). Если кто то устанет, то примерно через километр после Вильповиц, будет поворот на Гостилицкое шоссе (т.158), а там до Петергофа всего 15 км. В Ропше можно осмотреть развалины дворца, где после своего свержения Екатериной Второй был убит император Павел Первый (но там все были, по этому мы проехали его мимо).

т.147

т.150

т.150

От Ропши по прямой мы двинулись до Красного Села (12 км), дальше кто хочет, может ехать своим ходом до города по Проспекту Ленина (т.192), мы же поехали до станции и сели на электрику, так как было уже темно и все порядком устали (т.201).

Итог

Покатушка получилась очень интересная! Даже не смотря на то, что мы немного заблудились в районе Вильповиц и больше часа блуждали по лесам и полям . У меня получилось накрутить 110 км. Рекомендую ехать хорошо подготовленными и рассчитывать свои силы.

Полезные ссылки

http://www.nortfort.ru/koporje/

twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru liveinternet.ru livejournal.ru google.com yandex.ru