ПВД «Интересная загогулина»

Неинтересный пост
13
Интересный пост

Карта:

день первый http://maps.yandex.ru/-/CVrRUB7X

день второй http://maps.yandex.ru/-/CVrRUZ84

Трек:http://www.gpsies.com/map.do?fileId=bkrbarpokahvdjrw

Нитка маршрута: Гатчина (0) – Вырица (28) – Большие Слудицы (50) – Чаща (72) – Кремено (80) – Нижнеоредежская ГЭС (86) – Горыни (103) – ночевка (107) – Заполье (111) – Лютка (117) – Донец (120) – Туховежи (128) – Тесово-4 (143) – Почап (156) – Борщoво (161) – Оредеж (164) – Заплотье (180) – Смешино (196) – Луга (вокзал) (201)

Введение

Поездка среднего уровня сложности. Будут и халявные участки и тяжелые, правда, последних немного. По пути очень много достопримечательностей: древние монастыри и церкви, ГЭС, усадьбы, парки, но больше всего будет потрясающих пейзажей! Она хороша еще и тем, что можно присоединиться всего на один день. На пути достаточно магазинов и мест для отдыха, машин на большей части дистанции почти нет (как и пешеходов). Во время поездки, особенно ночью, весьма вероятна встреча с представителями дикой фауны. Сложность первого дня 8 баллов, второго дня 6 баллов из 10.

ПВД состоялся 13 и 14 июня 2013 года. Участвовало 3 человека: я, Марина и Маша. В первый день погода была не важная: первую половину дня лил дождь, но во вторую половину распогодилось и выглянуло солнце. Ветра почти не было. Во второй день было наоборот: первую половину дня на небе не было ни облачка, а во вторую половину набежали тучки и появился легкий ветерок. Трасса 50% хороший асфальт, 45% хороший и средний грейдер, 5% лесные дороги и их отсутствие. Горки на пути будут, но лишь местами и не большие. Итоговая дистанция получилась 205 км, чистое время в пути 15 часов.

Как добраться

В Гатчину мы ехали на девятичасовой электричке с Балтийского вокзала, направление на Гатчину-Балтийскую. Также туда можно доехать тоже с Балтийского вокзала, но если ехать до станции Гатчина-Варшавская, это направления на Сиверскую, Мшинскую, Лугу. Лучше ехать первым вариантом, так как в электричке народу гораздо меньше. Время в пути ровно час.

Присоединиться к поездкe можно в Вырице, на одноименной станции. Электрички туда едут с Витебского вокзала, направления на Поселок, Оредеж, Чолово.

Следующая станция на пути – Чаща. На ней можно как присоединиться, так и отвалиться в город. На нее приходят электрички тоже с Витебского вокзала, направления на Оредеж и Чолово.

В конце первого дня, рядом с местом ночевки будет станция Чолово. С нее можно уехать в город или присоединиться для второго дня поездки. Будьте внимательны – электрички там ходят редко.

В середине второго дня пути, мы проезжали станцию Оредеж, уставшие или спешащие могут с нее поехать в город раньше времени. Она конечная, народу мало и расположиться в электричке можно с комфортом. Мы же ехали в город из Луги, от станции Луга-1. Она тоже конечная, но электрички оттуда ходят гораздо чаще чем из Оредежа. Прибывают на Балтийский вокзал, время в пути два с половиной часа.

Поездка

День первый

Наш ПВД начался в Гатчине, мы стартовали в 10:00 и через Приоратский парк выехали из нее на шоссе (точка 7 на яндекс-картах). В парке мы посмотрели Приоратский дворец, старую водонапорную башню, памятник финским военнопленным и сторожку №3, она же церковь Свободных Христиан.

Приоратский дворец

Старая водонапорная башня

Памятник финским военнопленным

Участок шоссе от Гатчины до поворота на Вырицу (т.7-15) очень загружен автомобилями и обочина узкая, нужно быть внимательнее и осторожнее. В точке 11 стоит ДОТ и мемориал балтийцам. ДОТ под 45-мм казематную артустановку. Здесь был центральный сектор Красногвардейского укрепрайона. Хотя на нем и присутствует табличка "ДОТ Карпова", установленная в наши дни, это ДОТ лейтенанта М. В. Демина. ДОТ Карпова был полностью уничтожен взрывом. ДОТ Дёмина вел бой с немецкими танками на шоссе 23.08.1941 г. Не имея пехотного прикрытия, был блокирован немецкой пехотой, а затем расстрелян танками с тыла. Судя по характеру разрушений — был подорван изнутри. Внутри — следы осколков и пуль. Мемориал балтийцам установлен на участке рубежа обороны на подступах к Ленинграду, где сражались ополченцы Балтийского судостроительного завода и памятный знак в их.

ДОТ Демина

Памятник балтийцам

Теперь до самой Вырицы нам не попалось ничего интересного. Если у вас будет время, рекомендую покататься по ней. Тут есть множество красивых старых домов, некоторые еще дореволюционной постройки. Например, дом купца Бумагина (т.31), где ныне располагается здание почты. Рядом с ним, на берегу реки Оредеж, сохранился причал – когда-то Оредеж был судоходный и по нему плавали суда (т.30). В Вырице, около станции много хороших магазинов (т.34), рекомендую запастись здесь провизией до конца дня, так как по дороге будут попадаться лишь небольшие лавочки.

Причал на реке Оредеж в Вырице

Особняк купца Бумагина

Далее по Вокзальной улице мы доехали до Сиверского шоссе (т.36) и повернули в сторону Чащи (т.37). Следующая интересность ждала нас в Введенском (т.41). Это была насыпь узкоколейной железной дороги. В тех краях раньше велась активная добыча торфа, и с тех пор сохранилось множество узкоколеек.

На подъезде к деревне Большие Слудицы мы бегло осмотрели развалины усадьбы Петро-Амильинская (т.48). От нее остался только усадебный парк и несколько фундаментов, последнее здание сгорело совсем недавно в 2013 году.

Усадьба Петро-Амильинская

Через несколько километров после Слудиц, в точке 52, нашу дорогу пересекла насыпь бывшей железной дороги Бугодощь – Чудово – Веймарн. Она строилась в конце 30х годов прошлого века. К началу Второй мировой ее полностью закончили и даже пустили первые поезда. Но летом 41го, из-за боевых действий она была разрушена и так и не восстановлена. Если свернуть на насыпь вправо по ходу движения, то через километр мы приедем к разрушенному железнодорожному мосту через Оредеж.

Разрушенный железнодорожный мост через Оредеж

После этого, до поселка Чаща, мы не встретили ничего заслуживающего внимания (т.81). Да и в самих садоводствах нет ничего интересного, разве что Кукушкин камень (т.82). Этот камень примечателен тем, что до него провожают дачников идущих на электричку. В Чаще нам попались последние магазины (т.84).

Здесь начинался самый трудный отрезок пути за два дня (т.85-110). Нам предстояло немного поплутать по садоводствам и выехать в деревню Кремено (т.85-89). Судя по карте, в этой деревне есть мост через реку, так как на противоположенном берегу есть старинное кладбище. Но ни моста и ни кладбища нам найти не удалось. После такого разочарования, нам ничего не оставалось как двинуться дальше по маршруту.

На описании следующего участка маршрута остановлюсь подробно. Между точками 90 и 110 нам предстояло ехать по лесу. Дорога там есть, но она имеет ряд особенностей. Во-первых, видно что дорогой пользуются, причем часто. Во-вторых, временами ее пересекают разлившиеся ручьи и приходится обходить их по самодельным мостиками. В-третьих, местами дорога превращается в обычное болото и с нее легко сбиться. Дистанция этого отрезка у нас получилась примерно 6 километров. Из них 3 километра это вполне хорошая лесная дорога, очень красивая, с множеством живописнейших мест. 2 километра это грязноватая дорога, но вполне терпимо. И 1 километр это большие грязи и болота. Мы ехали в дождливую погоду и было особенно грязно. Думаю, если ехать после засухи, то можно проехать вообще без грязек. Несмотря на то, что дорога почти везде хорошо видна, без навигатора туда соваться я не советую.

Участок пути с хорошей дорогой

Участок пути где разлились ручьи

Участок где пошла совсем грязька

И вот после мытарств в лесу мы выехали на какую-то базу отдыха (как потом выяснилось, база отдыха принадлежит метрополитену) (т.110). Рядом с ней находится Нижнеоредежская ГЭС. В период с 1946 по 1957 г. на реке Оредеж было построено шесть (по другим данным семь) так называемых малых гидроэлектростанций (МГЭС). Самой крупной из них, является построенная в 1957 г. Нижнеоредежская ГЭС, мощностью 720 кВт, с высотой водосброса 6,3 м. Правда, просуществовало это сооружение в качестве электростанции относительно недолго. В 1971 г. МГЭС прекратила свою деятельность. Чуть позже из машинных залов были демонтированы турбины. С той стороны, с которой мы приехали, база не огорожено и мы спокойно прошли к плотине. А входить пришлось через главные ворота, они закрыты на замок, зато открыта калитка.

Нижнеоредежская ГЭС

Тут начался грейдер который преследовал нас до конца первого дня. Из-за дождей он стал немного вязким и для езды пришлось прикладывать чуть больше усилий. Хорошо, что луж почти не было. Зато вдoль этого грейдера нам попадались очень красивые панорамы (т.112, 115). Вскоре мы выехали в деревню Клуколово (т.129), а затем в деревни Бор и Милодеж (т.132). После Милодежа дорога раздваивалась, и на ней стоял смешной указатель (т.150).

В тех краях особенно много аистов… Они попадались нам почти в каждой деревне.

Живописные виды реки Оредеж

Повсюду аисты...

Смешной указатель на развилке

Сначала мы свернули в деревню Горыни, где находится одноименная усадьба (т.154). От усадьбы мало что осталось, зато цел парк и развалины церкви. Владельцами усадьбы были: Игнатьевы и Струбинские. Затем мы вернулись к указателю и поехали в другую сторону, к деревне Усадище (т.157). Рядом с ней, в поле на живописном берегу, мы обнаружили старинное кладбище. Есть захоронения датированные началом 19в. Входом на кладбище служит арка разрушенной Никольской церкви. "На северном берегу озера Тёсово на узком мысу при слиянии озера и Оредежа в XV-XVII в. находился Никольский Клинский монастырь. В 1573 г. в монастыре, кроме главной - Никольской, стояла также теплая церковь во имя свв. Прохора, Никанора, Тимона и Пармена"(с) (т.158).

Развалины монастыря и кладбище

На этом мы решили закончить приключения первого дня и расположились на ночлег на берегу Оредежа, на часах было 19:00. Для справки: ближайшиe магазины располагались в поселках Приозерный и Ям-Тесово. Но они рано закрываются, так что скорее всего вы туда не успеете.

День второй

Стартовали мы в 8 утра. Первая интересноть попалась нам в конце деревни Печково. Это было какое-то сильно заросшее старинное здание (т.10). И почти сразу после, переехав через мост, мы увидели церковь Святого Климента, папы римского (т.13). Она довольно высокая, и несмотря на то что она полуразрушена, она возвышается над деревьями и ее видно издалека. Построеная в 1827 году на месте сгоревшей в 1810г. деревянной. Первое упоминание о церкви св. Климента в Тесове относится к рубежу XV и XVI вв. Храм этот располагался близ городка Тесова XIII в. Можно предположить, что задолго до составления писцовых книг конца XV - начала XVI вв., в годы существования городка, возникла и первая церковь на этом месте.

Дом в деревне Печково

Церковь Святого Климента

После осмотра церкви, можно завернуть в деревню Пристань. Там есть два старинных кургана. За тысячу лет они сильно оплыли, но зато еще не раскопаы археологами. В тех краях довольно много старинных курганов, далеко не все еще описаны и раскопаны.

Курган в деревне Пристань

Но наш путь лежал в деревню Лютка (т.31). По пути нам попалась полуразрушенная придорожная часовенка и необычное здание (видимо, бывший магазин) (т.18). Лютка — самая восточная усадьба Лужского района. Она связана с именем Федора Ипполитовича Щербатского, известного востоковеда и индолога, одного из первых советских академиков. Усадьба представляет собoй расположенный на холме трехэтажный каменный дом, окруженный регулярными посадками лип, дубов, ясеней, кленов и вязов. Подножие усадьбы сформировано естественной водной системой, усложненной системой искусственных дренажных каналов.

Часовенка у дороги

Старый магазин

Усадьба Лютка

В поселке Клюкошицы мы осмотрели церковь Флора и Лавра (т.37). Построена в 1872. Престол освящен в честь свв. мчч. Флора и Лавра. Закрыта в 1939. Во время войны была снoва открыта и с тех пор не закрывалась. Далее через деревни Донец и Волосково мы вернулись на основную дорогу (т.43). Между этими деревнями нас ждал небольшой брод (т.41).

Церковь Флора и Лавра

Пасека в Клюкошицах

Брод между Донцом и Волосково

Через несколько километров, мы проезжали деревню Новое Березно (т.56), здесь мы нашли какие-то старинные фундаменты, но что это такое нам установить не удалось. Следующая деревня Туховежи знаменита тем, что в ней был взят в плен командир Второй ударной армии генерал Власов (т.60). Никаких памятных знакомы в деревне мы не обнаружили.

Проезжая деревню Вольные Кусони мы неожиданно увидели рядом с дорогой маленькую церковь, крыльцом которой служил старинный мельничный жернов (т.76). Видно, что церковь старая, но местные жители за ней следят. Через несколько километров, так же на обочине, нам встретилась еще одна церковь, на этот раз гораздо больше и стариннее (т.73). Это была церковь Рождества Иоанна Предтечи. Основана в 1552 г. по приказу Ивана Грозного. Место ее нахождения - урочище Каменные Поляны. Когда-то здесь была одноимённая деревня. Но сейчас лишь развалины каких-то коровников, и торчащая рядом с церковью водонапорная башня. К сожалению, время не пощадило этот, видимо когда-то очень красивый храм. Храм за историю своего существования не раз достраивался и перестраивался: в 1646 придел Иоанна Новгородского; в 1718 каменным придел Св. Духа и деревянный свт. Климента Римского (сгорел в 1827); в 1832 придел свт. Митрофана Воронежского в крипте. Церковь была закрыта советской властью в 1939, но действовала во время войны в 1942-45.

Церковь в деревне Вольные Кусони

Мельничный жернов

Храм Рождества Иоанна Предтечи

Без приключений, мы добрались до поселка Тесово-4 (т.98). Тут есть пара магазинов, но покупать я там ничего не советую. Из интересностей там только памятник Ленину и необычные двухэтажные дома.

Тесово-4

В деревне Почап мы нашли интересное здание сельского клуба (т.137). Также там раньше была большая усадьба. Обломки барского дома отыскать не просто, а местные жители, как обычно, в глубоком неведении об этой бывшей достопримечательности. На дороге, за деревьями, пробившись сквозь кущи борщевика, можно найти глыбы фундамента и обугленные брёвна. С XVIII в. здесь хозяйствует семья Рыкачёвых, пока в 1836 г. усадьба не была продана ген.-майору Лазаревичу Ник. Ив., который поставил деревянный в один ярус дом с мезонином, переустроил парк, вырыл пруд. Вскоре Лазаревичи перебрались в соседние Васильковичи, и затем Почапом владели Пётр фон Галлер (с 1857), Стебницкая (с 1869). В советскую эпоху в стенах дома некоторое время действовала школа, пока в смутное время 1990-х всё не сгорело.

Из Почапа мы свернули в Борщово (т.150), в бывшие каменоломни по добычи кварцевого песка, а ныне просто пещеры (т.153). В них круглый год прохладно и влажно, своды довольно высокие, мусора почти нет.

Дом культуры в деревне Почап

Пещеры в Борщово

Немного отдохнув, мы выдвинулись в сторону Оредежа (т.160). Здесь есть нормальные магазины и при желании отсюда можно уехать в город. Рядом со станцией есть небольшое заброшенное депо. Что бы его найти нужно приложить усилия – все довольно сильно заросло.

Теперь нас ожидала последняя часть пути и мы направились в сторону Луги. В деревне Бетково (т.192) мы рассчитывали найти Часовню Троицы Живоначальной, построенной в конце позапрошлого века, но найти ее так и не смогли. Далее мы посетили усадьбу Мерево, это точный и подробный пример русской усадьбы помещика средней руки в XVIII веке. Некогда здесь находилось родовое поместье героя Отечественной войны 1812 года, участника битвы с Наполеоном, кавалера ордена Св. Георгия Дмитрия Васильевича Лялина. Затем имение перешло в руки предпринимателя и фабриканта Ивана Яковлевича Забельского, владельца художественных мастерских в Санкт-Петербурге и известного благотворителя. Сохранились лиственнично-дубовая аллея и флигель, перестроенный и евроотремонтированный (т.199).

После деревни Клокино, примернов точке 210, рядом с дорогой, мы заметили большую бобровую плотину. К слову, бобров в тех краях не меньше чем аистов.

Памятниу партизана у дороги

Бобровая плотина

Одна из самых интересных церквей которые я видел находится в деревне Смешино (т.221), это Успенская церковь. Построена в 1806 г, закрыта в 1940. Здание не плохо сохранилось, много оригинальных элементов отделки. На кладбище которое окружает церковь множество старинных склепов и могил в отличном состоянии. Поначалу, мы долго искали подход к ней, так как кладбище очень густое и практически без тропинок. Оказалось, нужно проехать по дороге до самого конца кладбища где располагаются старинные ворота.

Успенская церковь

Старинные могилы и ограда

Последней нашей интересностью стал Воскресенский собор в Луге (т.236). Построен в русско-византийском стиле архитекторами В.В.Виндельбандтом и Г.И.Карповым. возводился собор на частные пожертвования в течение 14 лет (с 1873 по 1887гг).

Воскресенский собор

На этом мы завершили наше путешествие, и уставшие но довольные погрузились в электричку отправлявшуюся в 18:30.

Итог

Поездка получилась очень интересная и не такая напряженная как казалось в начале. Мы осмотрели все что хотели и полностью удовлетворились. Те края изведаны еще не полностью, так что осталось много планов на этот счет. Единственный минус был в наших велобагажниках. У всех почему-то выпадали из них болты, несколько болтов мы даже потеряли по дороге. В остальном же, обошлось без поломок и происшествий. Домой приехали относительно рано, в 9 вечера.

Полезные ссылки

http://www.tutu.ru/spb/

http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=59.921990&lon=30.331879&z=10&m=b

http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=2496

http://sobory.ru/article/?object=09238

twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru liveinternet.ru livejournal.ru google.com yandex.ru