Покатушка "Весенняя #4" (Сосновское кольцо)

7 июня 2016 г. Alexis Просмотров: 2388 RSS Обсудить
Покатушки

Неинтересный пост
6
Интересный пост

Расстояние: 71 км.

Покрытие: 60% асфальт, 40% плотный грунт/грейдер

Трек: Запись только для зарегистрированных

Маршрут: Сосново - Раздолье - Борисово - Ягодное - Лосево - Кивенапский шанец - Петровское - Вуокса - Сосново

Фото: Запись только для зарегистрированных

Маршрут и поездка

Первое, что мы осмотрели – старый финский поворотный круг у станции Сосново. Он очень хорошо сохранился и достоин осмотра. Чтобы его найти, необходимо пересечь железнодорожные пути в противоположную сторону от здания вокзала (влево с перрона) и повернуть еще раз налево, пройти метров сто вдоль путей в сторону бывшего локомотивного депо, и вы его обнаружите в зарослях кустов за тупиком, где стоят составы технического назначения. Это поворотный круг для паровозов, которые необходимо было развернуть в обратном направлении, и делалость это вручную несколькими женщинами. В специальные петли с двух сторон вставлялись большие бревна, за которые женщины и толкали металлическую ферму. Сама конструкция двигалась по кругу по рельсам. Этот круг мы уже упоминали в одной из наших покатушек (http://velolgbt.ru/page/pokatushka-karelskopereshejkovaja). Координаты: 60°32'46"N 30°12'53"E.

Само депо, до середины 1960-х годов обслуживавшее паровозы, тоже хорошо сохранилось. Затем тут производилась экипировка тепловозов, а с 1990-х годов комплекс деповских сооружений используется для обслуживания дрезин и мотовозов, занятых на ремонте пути и контактной сети.

Мы смогли даже полазать по мотовозу, пофотографироваться, и выехали на трассу А-121, немного отклонившись от изначально намеченного маршрута. Траса на этом участке имеет хороший асфальт, но очень загружена автомобилями. Поэтому, проехав вперед, через несколько километров мы свернули налево, в сторону Раздолья. Там проходит достаточно неплохая асфальтовая дорога с небольшим трафиком. Ехать было комфортно. За раздольем мы выехали на запланированный маршрут по треку. Так мы добрались до Борисовского озера и коттеджного посёлка Борисово. Там на развилке установлен памятник Герою Советского Союза А. М. Борисову. Надпись на памятнике: "Поселок назван в честь Героя Советского Союза командира танка 2-го танкового батальона 1-го танкового полка 1-й Краснознаменной стрелковой дивизии старшего сержанта Александра Михайловича Борисова (1917-5.08.1941)".

До 1939 г. деревня Nurmijarvi входила в состав волости Валкъярви Выборгской губернии (Финляндия). В переводе с финского Nurmijarvi означает "Луговое озеро". Зимой 1948 г. селению Нурмиярви присвоили наименование "Борисово" с мотивировкой: "на территории поселка находится могила павшего в бою воина Советской Армии Борисова". (В действительности старший сержант А.М. Борисов похоронен в г. Кандалакша).

Отъехав от Борисово, мы попали в лесополсу, относящуюся к заказнику «Гряда Вярямянселькя».

Работа заказника началась в 1976 году. Государственным постановлением 1996 года природный памятник перевели в раздел государственного природного заказника, имеющего региональное значение. Целью создания комплексного заказника стало сохранение самой большой по площади российской водно-ледниковой гряды с необыкновенными формами рельефа, богатым разнообразием растительности, уникальной гидрологической сетью и редчайшими видами не только растительного, но и животного мира. Заказник богат озерами с чистейшей водой, песчаными берегами и обрывами, а также неплохими перепадами высоты. Заказник разделяет «Гряда Вярямянселькя», максимальная высота которой достигает 80 метров. В зоне расположения гряды находится единственное на всей северо-западной части России обнажение серо-голубоватых песчаников, относящихся к гдовскому горизонту.

По разные стороны от грунтовых дорог заказника расположены болота. Свернув с асфальтовой дороги направо, мы углубились в лес по грунтовке. Лес, как и грунтовка понравились: дорога плотная, наезженная. Только в одном месте, где болота вплотную примыкают к дороге, она была залита водой. Пришлось немного обойти через лес, но это не составило труда. Нам повезло, что погода продолжительное время стояла сухая, поэтому топких мест почти не было.

Достаточно быстро мы выехали к Ягодному. Перед ним расположилось вытянутое на 2,5 километра в длину и 100-200 метров в ширину озеро Берестовое. Лесная дорога выходит на достаточно большой пляж на берегу этого озера. Пляж был прекрасный, народу – никого. На одном из берегов этого озера даже предусмотрены места для палаток, на другом расположилась база отдыха и спорт лагерь ГУ ИТМО. На территории спорт лагеря в 1942 году установлен гранитный столбик 30-го меридиана. Далее мы проехали через сам поселок Ягодное. Историческое название финской деревни у озера Берестовое — Ваалимо (фин. Vaalimo). После войны некоторое время деревня называлась Никаново (в честь погибшего советского воина Никанова), затем в 1949 году присвоено название Ягодное.

Из поселка Ягодное мы опять повернули направо на асфальтовую дорогу весьма хорошего качества. На этом участке дороги был постоянный спуск, ехалось легко. От озера Берестовое до лосевских порогов и моста через Вуоксу сброс высоты составил 55 метров. Перед мостом производятся значительные работы по реконструкции трассы «Сортавала» и строительству новых развязок и моста, но это никак не мешает проезду. Мы проехали через мост и направились в сторону магазинов в Лосево, которых там большое количество на любой вкус.

Сначала мы решили купить легендарных лосевских пирожков, однако их всех уже раскупили. Чуть дальше по правую руку мы обнаружили кафе, в котором на вынос продаются салаты, супы и горячее на вынос. При желании покушать можно у кафе сидя за пластиковыми столами под зонтикми, но прием пищи у пыльной дороги нас не прельстил. Поэтому, закупившись необходимым, мы двинулись в обратную сторону, решив перекусить в «Кивиниемском шанце».

Историческая справка

Кивиниемский шанец (редут) - земляное укрепление (штерншанц) петровских времён. Защищало перешеек между озёрами и контролировало движение судов по протоке. Укрепление прикрывало дорогу от Кексгольма (ныне Приозерск, в 1710 году во время Северной войны Кексгольмская крепость - шведское название крепости Корела - была взята русскими войсками) на Петербург на перешейке между Вуоксой и озером Суванто (оз. Суходольское) около деревни Кивиниеми (нынче это поселок Варшко). Таких шанцев, построенных в 1714-1721 годах, было несколько: в деревне Мула, Сувеке, на реке Таипален-йоки (р. Бурная, на берегу Ладожского озера) и Кивиниеми.

Время не пощадило старинные сооружения: Мульский ретраншемент и Сувек-шанец были повреждены при спрямлении Восточно-Выборгского шоссе, затем почти уничтожены во время боев на знаменитой "линии Маннергейма". Кивиниемский шанец сохранился лучше других. Оно состояло из двух частей: собственно, редута и окружающего его ложемента в форме неправильной семиконечной звезды.

После Абосского мира в 1743 году граница со Швецией отошла еще дальше – теперь на первом рубеже оказались Фридрихсгамн, Вильманстранд, Нейшлот (крепость Олавинлинна). В связи с этим Выборг и Кексгольм перешли в разряд внутренних крепостей, а построенные укрепления на линии Мула - Кивиниеми - Тайпале уже перестали нести важное значение в обороне Санкт-Петербурга. До наших времен практически без серьезных разрушений дожили два укрепления из этой линии: Улицкий шанец и Кивиниемский редут, сохранились остатки редута у реки Перна.

В Кивиниеми на редут водят экскурсии, здесь играют в пейнтбол, на территории редута организовали скалолазно-веревочный центр. На западном реданном выступе стоит забор одной из баз отдыха. А вот с другой - восточной стороны налезает построена новая железная дорога.

Попасть на территорию редута можно теперь или с шоссе Сортовала, преодолев песчаный ров и найду тропу через кусты, или через территорию базы отдыха «ЛосеВода», пройдя через калитку, которая оказалась закрыта, но открывается для клиентов базы. Мы устроили обед прямо на возвышенности редута.

Поев и отдохнув, мы продолжили путь. Выбравшись с территории шанца, мы подошли к новой, еще не открытой ветке железной дороги, пришлось перебраться через железнодорожную насыпь на другую сторону к СНТ «Аналитик». Далее дорога опять была асфальтовая, с выездом на шоссе А-121, мы стали плавно набирать высоту до максимальной высотной точки маршрута – 92 метра с дальнейшим спуском к Петровскому.

Съехав с шоссе вы взяли немного влево по грунтовой дорожке, чтобы найти памятник той самой Лизе Петровой, памяти которой названо село. Проехав вперед 500 метро, мы обнаружили в конце дорожки в зелени кустов памятник:

Место гибели Е. П. Петровой. Надпись на памятном знаке: "Здесь 9 июля 1944 года в боях за освобождение Призерской земли пала смертью храбрых младший сержант медицинской службы 142-й стрелковой дивизии Петрова Елизавета Павловна. Ее именем назван поселок Петровское". Знак установлен 9 июля 2004 года. В надписи содержится ошибки в звании, отчестве и в месте службы Е.П. Перовой.

Лиза Петрова пыталась вытащить раненного командира с поля боя и была смертельно ранена осколком мины.

Осмотрев памятник, мы вернулись немного назад и направились к Петровскому озеру.

Рядом с озером находится база отдыха Связист. Грунтовая дорога к нему ведет весьма неплохая. На берегу Петровского есть неплохие подходы к воде, можно также встать, перекусить, отдохнуть. Дорога к «Связисту» поворачивает налево, а нам нужно держаться правее. Самая крайняя правая дорожка к коттеджному поселку в гору – то, что нас интересует. Необходимо объехать шлагбаум, подняться в горку и повернуть направо за забор дачи. И там бы обнаружим… огромный Памятник финским крестьянам!

Сложенная из валунов пирамида, напоминает то ли маяк, то ли крепостную башню. Вершину ее венчает древний герб Финской Карелии (две руки с обнаженными мечами на геральдическом щите). Этот, один из немногих сохранившихся памятников периода Финляндии, рассказывает о тяжкой судьбе карельских крестьян, которые полтора века были крепостными русских помещиков.

Историческая справка

Территория Карельского перешейка в XVII веке переходит в руки Шведского королевства и возвращается в состав России только при Петре I, в результате Северной войны. Возвращается вместе с населением, большую часть которого к тому времени составляли финские и шведские крестьяне. Имения и земли вместе с населением были подарены и розданы дворянам и военным за заслуги в Северной войне. В частности, одна из усадеб, была подарена графу И. Мусину-Пушкину. Крупнейшей дворянской усадьбой края становится поместье Петяярви (Petäjärvi, ныне пос. Петровское), которым после Мусина-Пушкина владел И. Сиверс, а затем барон Б. Фредерикс. С пришествием новой власти, новых хозяев изменился и уклад жизни простых крестьянских дворов. Крестьяне, как и во всей России, постепенно повели борьбу за освобождение от крепостничества.

В память об этих событиях и была уже в XX веке построена эта башня как памятник «крестьянам дарственных земель». Такой монумент на территории «Финской Карелии», как назывался в начале XX века Карельский перешеек, был построен еще в трех деревнях - Валкярви (ныне Мичуринское), Метсяпирти (Запорожское) и Пюхяярви (Плодовое). Башни были возведены по проекту финского архитектора-любителя Аарно Кааримо в 1936 году. В возведении башен принимали участие все окрестные жители. Они принесли по камню определенных размеров с каждого земельного надела. Эти камни были использованы для каменной кладки стен башен. Сегодня все эти памятники (за исключением башни в пос. Мичуринское, уничтоженной при проведении мелиорации в 1970-х гг.) восстановлены и отреставрированы финскими спонсорами. Башня в Петровском была разрушена во время ВОВ и восстановлена в 2000 году.

У этого чудесного памятника на поляне пеньки и деревянный сельский туалет, а также пирс с выходом к озеру. Там может прекрасно провести время. Каждому из нас досталось по пеньку (нас было 9 человек), мы посидели на дорожку и поехали дальше.

Дальнейшая грунтовая дорога в сторону озера Суходольское, была очень неплохого качества: твердая, без грейдера и почти безлюдная: мы занимали всю проезжую часть по ширине. Большую часть времени дорога проходила через лес. Вдоль дороги стояли смотровые вышки, на которые мы не преминули залезть.

На подъезде к Удальцово мы пересекли речку Сосновку. Она примечательна тем, что мост через нее был разрушен во время войны. Остатки моста сейчас не имеют ограждения, можно запросто свалиться в эту бурную быструю речку. Вообще, место очень живописное. Затем, выехав у Удальцово, мы опять попали на хороший асфальт.

Свернув направо от поселка Удальцово в сторону Сосново, мы продолжили движение по асфальту. На подъезде к озеру Подорожному по правую руку от дороги мы увидели домик лесника, а перед ним статую чудесных оленей. Эту видавшую виду статую откуда-то припер все тот же лесник, покрасил её, слегка привел в порядок и дал её вторую жизнь.

Последние километры до станции Сосново: несмотря на то, что наблюдался некоторый рельефчик, он не был существенным. Мы успешно добрались до станции, некоторые даже успели перехватить по гамбургеру, после чего мы погрузились в пустую субботнюю электричку от Сосново в город.

Итоги

Эта покатушка будет интересна всем: и любителям достопримечательностей, и тем, кто не фанат асфальта, но и тем, кто не хочет всю дорогу ехать по грейдеру или бездорожью, а также тем, кто не прочь покупаться и отдохнуть.

Полезные ссылки

Железные дороги Карельского перешейка http://perecheek.narod.ru/perecheek.html

Вокзалы и станции Приозерского направления. http://terijoki.spb.ru/railway/rw_dir_priozersk.php

Природный заказник «Гряда Вярямянселькя»: фото, описание http://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=11079

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) http://www.ooptlo.ru/

Кивиниемский редут http://regionavtica.ru/articles/kiviniemskij_redut.html

Памятник и геройский подвиг Петровой Е.П. http://lenww2.ru/index.php/region01/21-area14/1291-14039

Петровское, памятник финским крестьянам http://poezhaika.ru/Pamyatnik-krestyanam-v-poselke-Petrovskoe-Pet035228j035228rvi-Dostoprimechatelnosti-Karelskogo-peresheyka

twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru liveinternet.ru livejournal.ru google.com yandex.ru