Покатушка «В поисках потерянной усадьбы»

Неинтересный пост
11
Интересный пост

Карта:http://maps.yandex.ru/-/CVrIr8Mo

Трек для навигатора:http://www.gpsies.com/map.do?fileId=mmrwtobmkqsfbshz

Нитка маршрута: Красное Село (0) – Ропша (13) – Дятлицы (25) – Гостилицы (32) – Большое Горлово (40) – Усть-Рудица (50) – Пульман (60) – Лебяжье (68)

Введение

Покатушка с оттенком экстрима. Первую половину пути осилит даже ленивый, а вот со второй будут сложности (см. далее). Данный маршрут хорош тем, что в любой момент можно отвалиться и на электричке или на маршрутке уехать в город. На первой половине пути достаточно магазинов, правда, машин тоже хватает. Рекомендую запастись средствами от комаров и очень продуманно отнестись к одежде. Сложность 8 баллов из 10.

Поездка состоялась 24 мая 20124 года. Участвовало 9 человек: я, Маша, Таня, Сергей, Илья, Полина, Ксюша, Наташа и Лена. Погода была очень хорошая: солнечно и полный штиль. Дорога ровная, только в паре мест будут горки. Первая половина пути хороший асфальт, вторая половина плохие грунты и средние грунты. Время в пути получилось 8 часов, дистанция 80 км.

Как добраться

До места старта мы ехали на электричке отправляющейся в 10:40 с Балтийского вокзала до станции Красное село. Те, кто живут на юге города, могут доехать до старта и своим ходом. Обратно мы ехали от станции Лебяжье на электричке в 19:50. Эта электричка удобна тем, что в Лебяжьем у нее кольцo и можно сесть в пустую. Прибывает она на Балтийский вокзал.

Поездка

Стартовали мы в 11:15 от станции Красное село. Сразу около станции будет большая гoрка (точка 5 на яндекс-картах), рекомендую въезжать на нее по тротуару. Наверху находится церковь Троицы Живоначальной построенной в 1733 году. В 1851—1854 годах по церковь была перестроена и расширена. В 1854 году территория храма была обнесена оградой, в юго-западной части которой была устроена каменная часовня. До 1830-х годов рядом с храмом находилось кладбище. В 1937 году весь клир был расстрелян, богослужения прекращены и возобновлены лишь в феврале 1942 года. Официально храм был закрыт по постановлению Леноблисполкома в 1939 году. Здание было переоборудовано под клуб, находившийся в нём до начала Великой Отечественной войны. Каменная часовня в ограде была снесена. Храм пострадал в начале 1944 года во время контрнаступления советских войск. В 1960 году здание было приспособлено под Дом культуры: рабочие снесли купол и верхний ярус колокольни. В 1995 году Троицкая церковь была включена в число объектов исторического и культурного наследия, как памятник архитектуры федерального значения.

Троицкая церковь

В точке 7 располагаются магазины, советую в них запастись едой как минимум на половину пути. Если погода жаркая, как было в нашем случае, то и воды берите побольше. Теперь наш путь лежал в деревню Яльгелево (т.13). Здесь находится старинное финское кладбище (см.трек). Найти его летом очень непросто, его территория сильно зарастает. А вот осенью и зимой все отлично видно. Следующая за Яльгелево деревня носит весьма тематическое название – Синегейка. Мы конечно же не могли не сфотографироваться с указателем.

Кладбище в Яльгелево

Синигейка

В Ропше мы в первую очередь заехали во дворец (т.18). Именно этот дворец был культурообразующим местом в Ропше в момент её основания. Но из-за несчастной судьбы Петра III так и не стал им, так как сразу после убийства это место стало нести негативную печать на себе и развитие Ропшы было приторможено до конца XIX века. На перекрестке в точке 19 стоит памятник в виде танка. На постаменте установлен тяжелый танк КВ-1, который 19 января 1944 года первым ворвался в Ропшу, но был подбит немецкой противотанковой артиллерией. Танк, по всей видимости, не подвергался реставрации. На броне видны пробоины от противотанковых снарядов калибра не менее 75 мм, правая крышка люка трансмиссионного отделения и крышка люка моторного отсека отсутствуют.

Ропшинский Дворец

Памятник танку КВ-1

И последнее что мы успели посмотреть была домовая церковь Петра Первого (т.21). Древнее название церкви - Дмитриевская, оно упоминается в писцовой книг 1500 года. Старожилы называют ее "шведской" - в XVII веке она могла быть кирхой. Известно, что в XVIII веке церковь перестроили и она получила уже свое название - Петропавловская. На наружной плоскости стен сохранились углубления, в которых когда-то находились декоративные геральдические щиты - гербы взятых русскими войсками городов - Выборга, Ревеля, Риги. Эта деталь характерна для церквей петровского времен. В Петропавловском соборе вывешены были шведские знамена, в Стрельнинской церкви - шведские литавры. Любопытно отметить, что в 1966 году была найдена при земляных работах неподалеку от церкви старинная модель колокольни, вырезанная из цельного дерева. Она несколько напоминает колокольню Ново-Девичьего монастыря в Москве (ныне модель хранится в Ропшинском школьном музее).

Петровская церковь

Следующие 11 километров мы проехали не встречая никаких интересностей, пока не въехали в деревню Дятлицы. Тут есть небольшие магазинчики где можно пополнить свои запасы. Но нас интересовала местная церковь (т.43). Появился здесь этот уникальный памятник российского зодчества в 1771 году когда граф Кирилл Григорьевич Разумовский - фаворит Екатерины II и тогдашний владелец обширных территорий, в которые входили и Дятлицы, - выстроил для тамошних крестьян нoвый каменный храм, взамен одноименного деревянного, посвятив его Покрову Пресвятой Богородицы. Первые же упоминания о деревянной церкви на этом месте можно найти в Новгородской писцовой книге 1500 года. Там же упоминается и сама деревня Дятлицы (120 жителей). Именно Новгороду Великому обязаны своими названиями многие населенные пункты Ломоносовского района ( Дятлицы, Гостилицы, Вильповицы и т.д. ).

Храм в Дятлицах

Из Дятлиц, по хорошей свежеотремонтированной дороге мы приехали в Гостилицы (т.48). Тут есть нормальные магазины и все что нужно путешественнику. Отсюда же ходят маршрутки до метро Ленинский пр. Что бы сесть в маршрутку с велосипедом, придется снять переднее колесо. В Гостилицах нас интересовал Екатериниский дворец и парк, а так же развалины потешной крепости (т.53) и мельницы. Первым владельцем усадьбы был фельдмаршал Бурхард Христофор Миних - ему земли в Гостилицах подарил в 1721 году лично Петр I - за большие заслуги перед государством. Царственные хозяева сменяли друг друга вплоть до революции. В советское время дворец работы Штакеншнейдера изрядно обветшал из-за дикой бесхозяйственности. Сильно пострадала усадьба во время Великой Отечественной войны. Дворец был разрушен советской артиллерией - выбивали с этажей засевших там фашистских пулеметчиков. Ныне все в крайне плачевном состоянии. Руины кирпичного здания на берегу ручья. Изначально - водяная мельница, построенная по желанию первого владельца усадьбы в Гостилицах фельдмаршала Бурхарда Миниха. В конце 19-го века барон Врангель (родственник знаменитого Белого Барона) оборудовал в здании первую в Рoссии гидроэлектростанцию. Остатки оборудования до сих пор виднеются среди кучи мусора. По легенде, турбина производства завода Карла Сименса до сих пор лежит под развалинами.

Усадьба Гостилицы

Развалины мельницы

От точки 53 до точки 56 будет типичная поселковая дорога, слегка разбитая, но вполне пригодная. От точки 56 до точки 61 дорога очень хорошая, правда будет пара горок. Вдoль дороги есть несколько мелких интересностей (см. трек), на них подробно останавливаться не буду.

И вот в токе 61 начинается вторая половина нашего пути. До точки 65 мы ехали по старинной мощенной дороге. Далее по дороге до войны было много старинных деревень и усадеб, места были хорошо обжитые. Но после оккупации никого из жителей не осталось и не кому было все восстанавливать, вот все и пропало. В точке 65 будет шлагбаум с надписью про частную территорию. Судя по всему там многие чeрез него лазают, пролезли и мы. Дорога превратилась в грунтовку вполне приличного качества. По ней мы ехали до точки 73, вокруг видны следы какой-то недавней жизни, но к чему это мы понять нес могли. А вот в точке 73 начались приключения…

Остановлюсь на этих приключениях подробнее. От точки 73 до точки 91 дорога просто затоплена. Причем, лес был сухой, но сама дорога на несколько сантиметров ниже уровня земли и в ней скопилась вода. Идти можно было только по обочине и то не всегда. Местами дорогу пересекали ручьи и приходилось идти в обход. Справа от дороги был глубокий овраг где текла река. Комарья было немерено! При всем при этом, видно было что дорогой пользуются. По пути мы видели следы лосей, кабанов и даже поймали дикого лесного голубя! На реке видели бобровую плотину. Вокруг тишина и спокойствие. Этот участок длился шесть с половиной километров. И на его преодоление у нас ушло три часа… На этом отрезке на треке я отметил интересности, но мы их осмотреть не смогли из-за непроходимости мест.

Непроходимые участки

Дикий лесной голубь

В точке 91 должна была располагаться усадьба Ломоносова – цель нашего путешествия. Из всего довольно обширного имения М. В. Ломоносов избрал для устройства завода и усадьбы самую ближнюю и самую маленькую деревню Усть-Рудицу, в которой насчитывалось всего двенадцать душ мужского пола. Выбор места был обусловлен обилием проточной воды. Здесь соединялись речки Рудица и Черная в реку Коваши. Плотина, сооруженная на речке Рудице, позволила создать большую запруду - разлив, который и стал центром композиции всего усадебно-заводского комплекса. Заводские строения с плавильными печами, плотиной, мельницей и рабочим поселком расположились на левом берегу запруды, а усадьба на правом. Она занимала оконечность мыса, образованного слиянием рек. Ее облик легко восстановить по рисункам на дарственной, выданной Ломоносову 2 сентября 1756 года. Если к 1754 году был выстроен только господский дом, то к 1756 году здесь была уже настоящая усадьба. Парка как такового не было, но Ломоносов учел потенциальные возможности естественного рельефа и использовал их для создания прекрасных прогулочных аллей. Берега мыса были высокими и образовывали естественный вал, защищавший усадьбу от северных ветров. Природа была лишь упорядочена. Несколько позже дорожки, повторяющие извилистые линии берегов обсадили липами. Так еще при Ломоносове образовалась самая старинная часть Усть-Рудицкого парка, его липовые аллеи.

К сожалению, когда мы туда добрались мы уже очень устали и опаздывали на электричку. По этому, нам пришлось лишь бегло все осмотреть и ехать дальше. Отмечу, что место просто волшебное! Там можно гулять дня два к ряду. Чисто, нет людей, полно мест для лагеря, купания и рыбалки.

Дальше с каждым километром дорога становилась все лучше и лучше, появились следы людей (т.91-95). А от точки 95 и до конца пути дорога стала хорошим грейдером и мы смогли ехать достаточно быстро и без мучений. Опять же, тут было достаточно интересностей, но на их поиски нужно было время которого у нас не было. Хочу обратить внимание, что от самых Гостилиц и до Лебяжьего магазиннов нет, воды и еды взять не откуда, если только сами не поймаете еду : ))

В Лебяжье мы приехали буквально в последний момент. Машинисту электрики даже пришлось нас немного ждать, за это ему огромное спасибо.

Итог

Покатушка получилась интересная, но мучительная. Участок с грунтами занял очень много сил и нервов. Но зато мы посмотрели настолько дикую природу, которую так близко от города никогда не встретишь, как-будто побывали в Сибири! И как ни странно, почти не испачкались, только слегка ноги промочили.

Полезные ссылки

http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/globe/1250/

twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru liveinternet.ru livejournal.ru google.com yandex.ru