Покатушка по перешейку через Житково

Неинтересный пост
12
Интересный пост

Карта:http://maps.yandex.ru/-/CVr6v8ID

Трек для навигатора:http://www.gpsies.com/map.do?fileId=zezbsxrqvotmjgtg

Нитка маршрута: ст. Петяярви (0) – Мичуринское (21) – Брусничное шоссе (45) – Жидково (60) – Вещево (67) – трасса Скандинавия (80) – Перово (95) – Выборг (104) – вокзал (112)

Введение

Захватывающая покaтушка среднего уровня сложности по Карельскому перешейку. Маршрут проложен вдoль заброшенной железной дороги. На пути достаточно интересностей, относительно мало людей и машин, живописные места и хорошие дороги. К недостаткам, я бы отнес то, что маршрут жестко привязан к расписанию электричек. Выезжать надо рано чтобы успеть доехать до финиша и не опоздать на последнюю электричку. По пути негде особо не свернуть и не отвалиться. Если есть возможность, лучше ехать в будний день, так как в электричках много народу. Первую треть пути магазинов не будет. Затем можно закупиться в Мичуринском. И дальше почти до самого Выборга магазинов нет, а если найдете какой-то, то кроме алкоголя и закуски там ничего. Во время поездки рекомендую пользоваться навигатором. Сложность 7 баллов из 10.

Покатушка состоялась 8 июня 2014 года. Участвовало 6 человек: я, Дима, Саша, Вова, Женя и Илья. Ведущим был Дима. Погода весь день была отличная – солнечно и полный штиль. Дороги 50% хорошие грунты, 50% асфальт. В начале дистанции было много горок, весьма крутых. В лесу было сухо и не грязно, комаров прочих неприятных паразитов почти не было. Итоговая дистанция получилась 110 километров, которые мы проехали за 10 часов.

Небольшое примечание: на треке для навигатора я отметил не только те места где мы были, но и те места куда заехать не успели. При желании, можно растянуть покатушку на два дня что бы все посмотреть. За один день все посмотреть практически невозможно.

Как добраться

До Петяярви мы ехали на электричке в 7:55 с Финляндского вокзала. Время в пути чуть меньше двух часов. Поскольку мы ехали в воскресенье утром, народу в электричке почти не было, как впрочем и веломест.

Обратно из Выборга мы ехали на экспрессе в 20:40. Внимание! На экспресс надо приходить минимум за 40 минут, так как на нем обычно много народу и надо успеть кyпить билет и занять места. Экспресс едет полтора часа. Следующая электричка после него 20:50 (последняя), через десять минут, но она идет со всеми остановками и едет два с половиной часа. Кроме электричек, из Выборга можно уехать на автобусе (туда пускают с велосипедами).

Поездка

Мы стартовали от станции Петяярви ровно в 10 часов. Наш путь лежал через сосновый лес с густой сетью тропинок и обилием горок. В точке 10 (на яндекс-картах) мы перешли по мосту через речку Волчью и пройдя вдoль берега обнаружили старую электростанцию. Она была построена в 1928 г. и считалась крупнейшим частным гидротехническим сооружением довоенной Финляндии. На ней размещалась гидроэлектростанция, мельница и лесопилка. Хозяином данного комплекса был заводчик Леонард Сяяксярви. Сейчас плотина по назначению не используется, но мощное бетонное сооружение продолжает подпруживать реку, стоит в цельности и сохранности, а вода с шумом извергается вниз.

Мост через речку Волчью

Немного горок на первом отрезке пути

Плотина ГЭС

Дальше наш путь пролегал по лесным тропинкам, дорожкам и просекам до поселка Мичуринское (т.11-52). По пути нам нужно было переправиться через речку Вертинок (т.35). Тут когда-то находились мост и мельница. В период советско-финской войны они оказались разрушены и теперь вместо моста там брод для машин и два бревна для пешеходов. Развалины мельницы до сих пор сохранились и выглядят очень живописно. Данный отрезок пути был сравнительно легкий, только в начале попались горки и немного упавших деревьев на дороге, а так можно ехать и наслаждаться природой.

Пешеходный мост через реку Вертинок

Развалины мельницы

В Мичуринском много хороших магазинов, рекомендую запастись здесь провизией на весь остаток пути. Так же тут есть финская кирха. Деревянная церковь была построена в 1921-22 годах по проекту Илмари Лауниса, на мысу озера Валкъярви. Храм не был разрушен в ходе Зимней войны, но частично пострадал в 1941 году. В советские годы - кинотеатр. Сгорел в 1960 году. До наших дней сохранился каменный фундамент и нoвый памятник в виде колокольни со старым колоколом.

Там же располагается конечная станция железнодорожной ветки Выборг-Житково-Мичуринское. Плaны строительства железной дороги от Выборга в центр Карельского перешейкa возникли вскоре после обретения Финляндией независимости. В период 1919-1925 г. обсуждалось несколько вариантов трассы новой линии. Наконец, в 1925 году Сейм принял окончательное решение по этому вопросу. Предполагалось построить железную дорогу от станции Лииматта (в настоящее время – Лазаревка) до деревни Пааккола на берегу Вуоксы, вблизи порога Паакколанкоски (теперь это место называется «Шлюз Гремучий»). Главным назначением новой ветки в период первоначального планирования (1919-1925 г.г.) считалась связь Выборга с берегом Ладоги. Предварительные изыскания по трассе новой железной дороги были проведены в феврале 1926 года, а основные исследования начались чуть позднее – весной того же 1926 года, когда растаял снег. По окончании изысканий проект получил подтверждение правительства, и 23 сентября 1926 года начались строительные работы на 29-километровом отрезке от Лииматта до Ристсеппяля (ныне - Житково). В 1927 году фронт работ расширился до отметки 38 км (ст. Кюляпааккола). Там, где болота представляли сoбой серьёзное препятствие для строительства, их обходили стороной. Поэтому в некоторых местах трассы появились дополнительные кривые. В 1928 году парламент принял решение о том, что строящуюся железнодорожную линию необходимо продолжить до Валкъярви (ныне - Мичуринское). Двухпролётный мост через реку Эюряпяянйоки (в советское время переименована в р. Булатная) построили в начале июня 1929 года. Над железнодорожными путями новой линии построили два путепровода. Оба они были деревянными, сложенными из брёвен длиной от 7 до 9 м. Один из них – в районе ст. Перо (ныне - Перово) сохранился до наших дней, правда, в реконструированном виде. Другой путепровод находился на пересечении ж.д. линии с шоссе Виипури – Кивиниеми близ станции Пуннус и был утрачен в ходе боевых действий 1939-1944 г.

Поскольку трасса ж.д. линии Выборг-Валкъярви пролегла недалеко от государственной границы с СССР, то её строительство также являлось важным вкладом в укрепление оборонного потенциала независимой Финляндии. Именно поэтому здесь так часто расположены станции и разъезды – чтобы в случае необходимости резко увеличить размеры движения поездов. Кроме того, на многих станциях, начиная от Хейнйоки (Вещево), вместо стандартных высоких грузовых платформ на один-два вагона, были построены более длинные, на которых одновременно может выгружаться целый воинский эшелон. Мирный период работы железнодорожной линии продолжался до декабря 1939 года. Затем в этих местах трижды проносился огненный смерч боевых действий. Когда отгремели орудия, участок Выборг-Валкъярви оказался на территории СССР, в составе Октябрьской железной дороги. Военное лихолетье повлияло на техническое состояние линии самым пагубным образом. К тому же, будучи важной экономической и оборонной артерией в независимой Финляндии, теперь эта ветка не представляла сколь-нибудь значительного интереса для Советского Союза. Поэтому и восстанавливать её не спешили. В 1990-е годы для железнодорожной линии Выборг – Житково наступили тяжёлые времена. Сначала на станции Житково отменили дежурство сменных работников, и для приёма пригородного дизель-поезда оставили только один путь. Через несколько лет перегон Вещево – Житково был и вовсе закрыт. На оставшемся участке от Выборга до Вещево за последние 15 лет (1998-2013) движение пригородных поездов несколько раз приостанавливалось, и затем на какое-то время открывалось вновь. В настоящее время пригородные поезда здесь не ходят.

И вот мы нашли платформу станции Валкъярви и развалины депо (т.72). Не смотря на прошедшие годы и разруху, они сохранились очень хорошо. Хоть сейчас клади рельсы и пускай поезда. Тут был вокзал 3 класса, постройки 1930 года. Конечная станция ж.д. линии из Выборга. Движение от Выборга до Валкъярви было открыто 1 января 1930 года. Вокзал погиб во время войны и восстановлен в 1942 году, в соответствии с первоначальными чертежами. Разобран (после пожара) в 2003 г. Замечу, что на протяжении всего нашего пути, развалины оставшиеся от финнов были гораздо более добротные, чем от времен СССР. Финские постройки и за 80 лет сохранились идеально, а советские уже через 10 лет почти полностью разрушились.

Одна из платформ на станции в Мичуринском

Вход в подвал здания вокзала

Остатки паровозного депо

От платформы по старой железнодорожной насыпи мы поехали вдoль самой ветки (т.73-90). Дорога там в очень хорошем состоянии, так что проблем у нас не возникло. По пути в точке 85 мы осмотрели развалины станции Пиннус. Небольшой разъезд, существовал в финский период эксплуатации линии. В двух километрах от этого раздельного пункта был построен ж. д. мост через р. Салменкайта/Salmenkaita (ныне – р. Булатная). В результате военных действий мост оказался разрушен, до настоящего времени от него осталась только центральная опора.

Мост через реку Булатная

Еще немного дальше по треку мы нашли развалины станции Корпиоя (т.92). Их трудно не заметить, так как они находятся прямо у обочины дороги, а сама дорога проложена по железнодорожной насыпи. Это был ещё один небольшой разъезд на участке между Пёлляккяля и Валкъярви. Так же как и станция Пуннус, существовал в период с 1930 по 1944 годы.

Станция Корпиоя

К сожалению, у нас не было возможности осмотреть мост через речку Булатную (фото из инета) и нам пришлось оставить его до следующего раза.

Теперь нам предстояло немного повкручивать, до точки 126. В точке 119, слева от дороги будут развалины финского хутора. На подъезде к деревне Зверево (т.126) находятся развалины еще нескольких финских домов.

Бобры вездесущи :)

Развалины финского хутора

Если из точки 125 свернуть в Барышево, там можно осмотреть станцию Эрюяпяя (Ярюяпяя). Там мало что осталось, потому мы решили туда не сворачивать, но почитать историю тех мест будет интересно (см. ссылки в конце статьи).

В точке 131 будет поворот к станции Кюляпаккола. Станция существовала в финский период эксплуатации линии (1928-1940 г.г.). Предполагалось, что со временем она станет узловой, и от неё будет ответвляться новая линия, проложенная через порог Паакколанкоски на Вуоксе в сторону западного берега Ладожского озера. Однако, эта железная дорога так и не была построена. В период после 1940 г. станция Кюляпааккола в точности повторила судьбу соседнего раздельного пункта Каукила.

В точке 134 поворот к станции Каукила. Станция существовала в финский период эксплуатации линии (1928-1940 г.г.). На схеме Октябрьской ж.д. Военного издательства Наркомата Обороны 1943 г., станция Каукила не обозначена. Поскольку территории, временно захваченные противником, в этом атласе отображались по состоянию на июнь 1941 г., то можно сделать вывод - станция Каукила в период 03.1940 – 06.1941 не восстанавливалась как раздельный пункт, и движение через её территорию происходило «напроход» по единственному главному пути. В послевоенный период участок ж. д. линии восточнее ст. Ристсеппяля (Житково) был ликвидирован. Та же участь постигла и остатки станционного хозяйства в Каукила. Существует предположение, что одной из причин (может быть, самой главной), по которой пути восстанавливались только от Выборга до Житково, было аварийное состояние моста через реку Хиийоки, находящегося как раз на перегоне Ристсеппяля – Каукила.

И вот наконец то мы приехали в Житково (т.144). Платформа начинается справа, сразу как въезжаете в деревню, но из-за густой растительности ее легко не заметить, придется лезть через кусты. Кроме платформы до наших дней ничего не осталось.

Остатки платформы на станции Житково

Мы снoва выехали на бывшую насыпь (т.146) и по ней направились в сторону станции Вещево. В самом Вещево есть пара плохоньких магазинов (т.162). Рядом с ними мемориал (т.163). Но нас интересовала одноименная железнодорожная станция (т.170). В советское время станция была связана подъездными путями с песчаным карьером и военным аэродромом, располагавшимся в её окрестностях. Обе ветки начинались в западной горловине (со стороны Выборга). Аэродром прекратили своё существование в середине девяностых годов XX века, тогда же был разобран и подъездной путь к нему. Приблизительно в те же годы остановилась работа и в песчаном карьере. После ликвидации пассажирского движения от Выборга до Вещево с 1 апреля 2009 года, здесь некоторое время выгружались вагоны с трубами для строительства газопровода «Северный поток». По завершении этих работ жизнедеятельность станции замерла окончательно, а в 2012 году были демонтированы рельсы на значительной части перегона в сторону Выборга. При этом, на самой станции Вещево путевое развитие пока сохраняется. Платформа станции сохранилась с 30х годов прошлого века. Территория станции хоть и заброшена, но еще не запустела окончательно, есть где полазать и посмотреть.

Переезд через пути между Житково и Вещево

Мемориал в Вещево

Вид на станцию Вещево со стороны Житково

Вокзал

Платформа еще финской постройки

Брошенные вагоны

Теперь нам предстояло осмотреть тот самый аэродром о котором шла речь выше. От станции Вещего до него минут 15 (т.180). Ворота закрыты, но забора нет и можно спокойно пройти. На территории полное запустение и разруха. Взлетное поле в хорошем состоянии, но больше всего нам запомнились огромные ангары! Внутри каждого из них пространство как целая станция метро (т.183).

Взлетная полоса

Ангары

Вид изнутри

После осмотра аэродрома, мы заметили, что нас стало поджимать время. По этому, нам пришлось ехать сразу напрямик в Выборг. Мы свернули с точки 212. Соответственно, с точки 212 до точки 247 мы ехали по трассе Скандинавия и ничего не смогли осмотреть. А от точки 247 уже рукой подать до вокзала.

На отрезке от станции Вещево до Выборга есть еще несколько станций. Остановочный пункт Осиновка на 15-м километре перегона Выборг-товарный - Вещево. В довоенный период - двухпутный разъезд. После передачи территории Советскому Союзу размеры движения по этой линии значительно сократились и надобность в разъезде отпала. До начала 1990-х г. здесь сохранялся старый финский деревянный вокзальчик. К сожалению, он был утрачен в результате действий местного населения. Станция Перово: вокзал 4 класса. Год постройки, предположительно, 1928. Здание сохранилось. Станция Кархусуо: Вокзал 4 класса. Год постройки 1928. Не сохранился. Нoвый построен в 1940-е годы, также не сохранился. На финской карте 1937 года показано путевое развитие станции Кархусуо, полностью соответствующее тем остаткам насыпей, которые можно наблюдать и сегодня.

На электричку мы успели ровно за 40 минут до отправления. И даже успели кyпить перекусить. В город вернулись в 22:10.

Итог

Покатушка удалась. Мы остались очень довольны, жаль конечно, что не успели все осмотреть. Зато остался задел для следующего раза. Насколько я понял по ходу покатушки, в тех краях еще много всяких интересностей нам не известных, а это значит что мы туда еще вернемся.

Полезные ссылки

http://www.tutu.ru/spb/05.php

http://spb-gid.ru/transport/kak-dobratsia/dobratsya-iz-pitera-v-vyborg/

http://terijoki.spb.ru/railway/rw_dir_valkjarvi.php

twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru liveinternet.ru livejournal.ru google.com yandex.ru