Покатушка по КаУРу

Неинтересный пост
10
Интересный пост

Карта: http://maps.yandex.ru/-/CVrhBXZm

Трек для навигатора:http://www.gpsies.com/map.do?fileId=owfodmlriqgliwzg

Нитка маршрута: Грузино (0) – Культура (9) – Лемболовская твердыня (15) – Агалатово (33) – Вертемяги (38) – Осиновая Роща (48) – Шуваловский парк (60) – Финляндский вокзал (75)

Введение

Не сложная, легкая покатушка. Осилит даже начинающий. По пути часто будут магазины, пляжи, места для отдыха. Много интересностей. При желании можно срезать – сесть на автобус до метро (ходят каждые 10 минут). Сложность 4 балла из 10.

Поездка состоялась 2 августа 2014 года. Участвовало 3 человека: я, Женя и Марина. Погода была довольно жаркая, очень солнечно, без ветра. Дорога 95% отличный асфальт и 5% хорошие грунты. Первую половину маршрута будут горки, но не большие. Дистанция получилась 75 километров, которые мы проехали за 8 часов.

Как добраться

До места старта мы ехали на электричке с Финского вокзала, отправление в 10:00, до станции Грузино (электричка ехала до Васкелово). Время в пути час. Приятно удивило то, что народу в ней почти не было, не смотря на субботнее утро. По желанию, маршрут можно инвертировать и ехать в город со станции Грузино. В этом случае, рекомендую очень внимательно отнестись к электричкам – по выходным, когда они приезжают в Грузино, они уже набиты битком. Идеально подойдут те электрички которые едут из Васкелово.

Поездка

От станции (точка 1 на яндекс-картах) мы стартовали в 11:15. Первая интересность на нашем пути была усадьба Пущина Горка (т.7) принадлежавшая ранее Пущиным. Усадебный дом сохранился очень хорошо, в нем до сих пор живут крестьяне. Локально сохранился парк и система прудов. В точке 11 будут приличные магазины, советую там запастись едой как минимум на половину поездки.

Усадьба "Пущина Горка"

Далее наш путь лежал через многочисленные садоводства до развязки с Приозерским шоссе (т.27). Дорога на этом отрезке довольно узкая следует быть внимательнее. В этих садоводствах участки давали разным деятелям культуры и науки, так что контингент там относительно приличный. По пути будет одно интересное место (т.16), здесь автор во времена своей молодости любил ловить раков, также там есть не плохой пляж.

Место для ловли раков

И вот мы приехали к первым сооружениям КаУРа (Карельский укрепрайон). Его строительство было начато в 1929 году, после подписания Тартуксского мирного договора с Финляндией. Изначально он состоял из двух оборонительных полос, кроме искусственных сооружений активно использовались особенности местности (реки, болота, холмы). После советско-финской войны 1940го года, граница далеко отодвинулась и вооружение было снято, соответственно потеряна боеспособность. В период с 1941 по 1944 года КаУР сыграл очень важную роль в боях за Ленинград.

Первые сооружение мы встретили в точке 21. Смотрите трек к навигатору, там очень точно (до пары метров) проставлены отметки. Это были ДОТ №681 и Малая подземная электростанция. Их найти очень трудно, все заросло и видно только провалы входов. Надо быть очень осторожным что бы не провалиться. Внутри легко удариться головой, спасает шлем. Следующие ДОТы были буквально через пару сотен метров, в середине транспортной развязки (т.25). Они отреставрированы и законсервированы (наверное, единственные на всей линии).

Вход в малую подземную электростанцию

Внутри кое-что сохранилось

ДОТы прямо в центре развязки

Еще через пару сотен метров, нам попался АДОТ (Артиллерийский ДОТ) одноамбразурный, фронтального огня (т.28). В ДОТах такого типа, вместо пулемета установлены пушки. Он находится буквально в двух метрах от дороги, но сильно зарос и его совсем не видно. Внутри в полу полно дыр, не упадите. Чуть дальше, в точке 30, расположен небольшой мемориал - братское кладбище, где похоронены воины пограничники, партийные и советские работники, погибшие от рук белогвардейцев, и советские воины, погибшие в советско-финляндскую и Великую Отечественную войны. У памятника установлена небольшая пушка.

АДОТ

Мемориал

Затем мы приехали к комплексу «Лемболовская твердыня» (т.33). Сооружён в 1967 году трудящимися Василеостровского района Ленинграда около поселка Лемболово Всеволожского района, на 34-м километре Приозерского шоссе. В районе мемориала сохранились ДОТы, ходы сообщения, блиндажи. Раньше всё это восстанавливалось, теперь опять заплывает землей. Там можно посидеть отдохнуть и немного погулять.

"Лемболовская Твердыня"

После осмотра мы повернули назад. В точке 81 мы проехали ДОТ №609 и свернули на грунтовку. Поскольку погода стояла сухая грунтовка было в отличном состоянии. Вскоре она привела нас к ДОТу №693 (т.38). Двухэтажный, четырехамбразурный. Внутри сохранилась смазка и станки под пулеметы. Чуть дальше, по той же грунтовке будет АПК (артиллерийский полукапонир) (т.39). В второй половине 1930-х гг. Лембаловский БРО КаУРа был усилен несколькими артиллерийскими полукапонирами, предназначенными для ведения косоприцельного огня в танкоопасном направлении - по стратегически важному Приозерскому шоссе. Вероятнее всего, этот АПК был изначально спроектирован под казематную орудийную установку Л-17. В конце 1940-х годов ДОТ был оборудован 85-мм артустановкой ЗИФ-26.

ДОТ №693

Он же внутри на первом этаже

АПК изнутри

Сделав не большой крюк по грунтовку мы выехали на дорогу (т.42), проехав по ней прямо метров 200 мы свернули в лес (дорожка хорошо видна) и еще метров через 100 подъехали к подземной электростанции «Волна» (т.44). Подземная электрическая подстанция имеет два этажа, два входа. Предназначалась для электроснабжения электрозаграждений и долговременных огневых точек Лембаловского БРО Карельского укрепрайона, получила условное наименование "Волна". Была принята в эксплуатацию в апреле 1940 г. У входа сохранился барельеф: звезда с надписью по кругу "Войны мы не хотим, но в бой готовы" и датой 1933. Заброшена с 1990х годов, как и весь КаУР. Внутри, конечно, разруха, но есть что посмотреть. В нашем распоряжении было три этажа и на каждом много всяческих помещений. Есть даже гальюн.

Электростанция "Волна"

После электростанции мы быстро заехали к ДОТу-блокгаузу (т.47) и направились по шоссе в сторону города. Вскоре, в тоске 51, нам попались остатки противотанкового рва. А еще чуть дальше, у дороги будет источник где можно пополнить запасы воды. На треке отмечена усадьба Калиатка, но к сожалению ее следов мы найти не смогли.

Зато в точке 59 мы нашли еще один ДОТ № 663. ДОТ хорошо заметен с шоссе. Имеет два этажа и круговую планировку боевого каземата. Ранее по периметру был окружен металлическим заграждением. Пулеметные амбразуры располагаются по углам сооружения. ДОТы аналогичной конструкции часто встречаются в Лембаловском БРО. Входной тамбур ДОТа имеет планировку типа "сквозник".

ДОТ №663

В точке 63 мы нашли ТОТ «Шахта». Танковая огневая точка построена в 1950-х годах вблизи Приозерского шоссе у поворота на Елизаветинку. Данная огневая точка была вооружена башней тяжелого танка ИС-4, которая сохранялась до середины 1990-х гг., а затем исчезла. Верхний погон башни вращался на стальных 12-миллиметровых шариках по нижнему неподвижному погону диаметром 2170 мм. В настоящее время многотонная башня отсутствует, а стальные шарики, рассыпавшиеся при демонтаже установки по подбашенному отделению, большей частью разобраны на сувениры. Шесть подземных казематов ТОТа вместе с подбашенным отделением занимают внушительную площадь. На некотором отдалении от данного ТОТа находится его более ранний предшественник, башня с которого была демонтирована вероятно при строительстве новой огневой точки. Вход в ТОТ затерялся среди высокой травы. Внутрь огневой точки ведет длинный узкий коридор, характерный для сооружений послевоенного времени. Ступеньки ведут в технические помещения и комнату отдыха личного состава. В комнате отдыха — двухъярусные нары. Стена, прилегающая к нарам, была обшита фанерой. Рядом с нарами находится колодец водопроводной системы, глубина около 5 метров. Недалеко от входа в ТОТ располагается также подземный склад боеприпасов для него.

ТОТ "Шахта"

Вход сильно зарос

Теперь нас ожидало немного вкручивания. В точке 75 будет приличный магазин, впервые за долгое время. А следующая интересность мы нашли в точке 75. Это был вертолет с вращающимися лопастями. Домик Бабы Яги поджидал нас в точке 87. Дальше мы приехали к церкви Веры, Надежды, Любви и матери их Софии (т.89). Каменная церковь в стиле классицизма. Первоначальное здание построено по проекту арх. Д. И. Висконти в 1825-1840. В 1870 расширена по проекту арх. А. И. Монигетти. В 1930-х закрыта и использовалась как клуб. В 1990-х возвращена верующим. Она располагается на территории Святоианновского женского монатыря. Рядом с монастырем граничит парк усадьбы Вертемяги. Мы хотели его осмотреть, но он оказался обнесен оградой и закрыт на замок. У нас сложилось впечатление, что христанутые отжали парк себе.

Вертолет

Домик Бабы Яги

Церковь Верв, Надежды, Любви и матери их Софии

Нас снова ждало вкручивание, на сей раз до парка Осиновая Роща (т.104). В нем можно неспешно покататься и отдохнуть. Парк «Осиновая роща» или Усадьба Вяземских он же - Левашовский парк. Один из последних представителей рода Вяземских, живший в усадьбе, был Вяземский, Леонид Дмитриевич, близкий родственник Левашовой Екатерины Владимировны последней владелице этой усадьбы. В 4 км от усадьбы находится посёлок Песочный (Санкт-Петербург), исторически тесно связанный с родом Вяземских и Левашовых. Сейчас в парке мало что осталось, сохранилась планировка, водонапорная башня, парочка хозяйственных построек и руины дворца.

После парка мы хотели заехать на Дачу Фаберже (т.108). Судя по фотографиям это место просто фантастическое! Какого же было наше разочарование когда бы обнаружили что все обнесено забором и закрыто на замок! Позже, я выяснил что там есть даже охранник с собаками, но с ним можно договориться. Правда, через дырку в заборе с велосипедами все равно не пролезешь что бы найти этого охранника. В 1900 году ювелир Карл Фаберже обзавёлся дачей в Левашове, недалеко от Осиновой Рощи. Дом усадебной архитектуры конца XIX века - в виде английского коттеджа - был построен по проекту архитектора Карла Шмидта. В 1907 году Карл Густович подарил усадьбу своему второму сыну, Агафону Фаберже. В том же году Агафон приступил к её перестройке, которой руководил Иван Гальнбек, работавший в фирме Фаберже художником. Обновлённый 2-этажный дом в стиле модерн был полностью закончен в 1908 году.Современники называли эту дачу «малым Эрмитажем», ибо в ней находились два совершенно уникальных собрания - драгоценных камней и марок (311 447 экземпляров). А украшали её антикварная мебель, старинные ковры и гобелены, фарфор и бронза, гравюры, иконы, миниатюры, скульптуры. В 2007 году дачу передали Горному институту, но с тех пор ничего не изменилось, только попасть туда стало гораздо сложнее.

Вернувшись немного назад через Осиновую Рощу мы подъехали к одноименной земляной крепости (т.113). Земляная крепость в Осиновой роще сооружена по распоряжению Екатерины II в в период русско-шведской войны 1788–1790 гг., по некоторым данным, – в 1789 г., когда шведы угрожали Петербургу. Раньше вокруг нее располагалась военная база, теперь же просто многоэтажные новостройки. По крепости можно полазать и все везде посмотреть.

Одна из пяти сторон земляной крепости

Через поселок Юкки (т.115-123) мы выехали да дорожку параллельную КАД. Это хорошая широкая дорога, ехать одно удовольствие. На ней нет ни машин не пешеходов. Вскоре она привела нас к путепроводу над КАДом (т.132) и еще через километр мы были в Шуваловском парке (т.135). Создан в 1750-х годах в имении графов Шуваловых. Перепланирован в 1820 году садовым мастером П. Эрлером. Пейзажный парк. Расположен на камовых песчаных холмах и Приневской низине. Более 60% площади под естественными лесами с преобладанием ели, сосны, берёзы. Встречаются осина, ольха чёрная, рябина, черёмуха. В посадках XIX века - липы, дубы, клёны, реже лиственницы. У подножья горы Парнас (63 м над уровнем моря) - 2 больших пруда. Гнездится свыше 40 видов птиц. В 70-х годах XIX века через Парголово прошла линия Финляндской железной дороги, что сразу же вызвало настоящий бум дачного строительства. Графские земли, включая часть парка, были выкуплены неким «Товариществом на паях» и тут же поделены на дачные участки. Здешние приличные и недорогие (40–60 руб. за лето) дачи стали популярным местом летнего отдыха у столичного среднего класса: коммерсантов, врачей, юристов и людей творческих профессий. Некоторые образцы такой дачной архитектуры сохранились до сих пор. Более подробно на парке останавливаться не буду – лучше все увидеть собственными глазами.

Шуваловский парк

Из Шуваловского парка нас вела уже финишная приямая. По Выборгскому шоссе мы доехали до Проспекта Энгельса (т.144), потом до Большого Самсониевского (т.147) и наконец до Финского вокзала (т.151).

Итог

Покатушка получилась насыщенная и интересная! Очень жалко что мы не смогли посетить некоторые объекты, особенно Дачу Фаберже. Возможно, это когда-нибудь удастся в будущем. Мы еще будем делать покатушки через те края, так как осмотрели далеко не все что хотели. Многое с каждым годом все больше разрушается и растаскивается. Вполне возможно, что через несколько лет после написания этого обзора большая часть увиденного нами пропадет навсегда.

Полезные ссылки

http://www.nortfort.ru/kaur/

http://petersburglike.ru/2013-10-21/dacha-agafona-faberzhe/

http://www.aroundspb.ru/fort/petr/redut/redut.php

twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru liveinternet.ru livejournal.ru google.com yandex.ru