Покатушка «Дворцовая»

Неинтересный пост
26
Интересный пост

Карта: http://maps.yandex.ru/-/CVadrG3e

Трек: http://www.gpsies.com/map.do?fileId=tehuptvgsnrvmslu

Нитка: Тайцы (0) – Ижора (7) – Бугры (10) – Коммунар (25) - Павловск (32) – Пушкин (49) – м. Москальская (70)

Введение

Не сложная покатушка, довольно насыщенная и интересная. Маршрут достаточно вариабельный и под силу при любом уровне катания. Места хорошо обжитые, со всем необходимым по пути.

Состоялась 18 августа 2012 года. Участвовало 7 человек: целых три Сергея : ) , я, Дима, Александра и Оля. Погода была практически идеальная – солнечно, но не жарко, немного облаков, почти без ветра и пыли, без осадков. Дорога 90% неплохой асфальт и 10 % плохие грунты. По времени уложились в 9 часов, по расстоянию в 70-80 километров (в зависимости от того кто как ехал).

Немного истории

Усадьба в селе Тайцы создавалась по проекту архитектора Ивана Старова в 1774-1778 годах для А.Г. Демидова, правнука знаменитого горнозаводчика Никиты Антуфьева. В Тайцах берут свое начало знаменитые Тайцкие ключи, которые питали пруды Царского Села по Тайцкому водоводу, построенному инженером Бауэром в екатерининские времена. Сейчас ключи сильно ослабли и уже не могут поставлять воду в пруды. Главный дом усадьбы Демидовых в Тайцах дошёл до нас в практически первозданном виде. У лестницы дома на тумбах установлены сторожевые львы из гранита. Внутри усадьбы сохранилась красивая винтовая лестница.

Сейчас усадьба Демидова в селе Тайцы пустует, но ранее она использовалась, как санаторий для легочных больных. На противоположной стороне дома от лестницы со львами раньше стояли на постаменте мраморные солнечные часы. Запущенный парк усадьбы в общих чертах сохранил вид, преданный ему в конце 18 века. Сохранились даже некоторые из когда-то многочисленных парковых сооружений. Особо сильное впечатление производят готические ворота. Также приковывает внимание мост в парке. Впрочем, большинство парковых построек не сохранились до наших дней. Исчез Башенный мост, походивший на мосты рыцарских замков, белый павильон, представлявший собой парковое сооружение в виде полуротонды, молочня. Больше нет каскада, как водного перепада, так и беседки над ним.

Верево. Рядом со станцией находится башня Инка, ее история связана со строительством в начале прошлого века Орловского водовода, который пришел на смену старому Таицкому. Называется она так по искаженной фамилии Интце, инженера, разработавшего конструкцию резервуара вместимостью 106 000 ведер. Также известно другое название - Веревская. Башня была построена в 1902 г. на самом возвышенном месте водовода, и обеспечивала постоянно необходимый запас воды. Все это строительство находилось в ведении Министерства путей сообщения.

Несколько лет назад башня лишилась резервуара - его порезали на металлолом. Но могучие стены, испещренные следами от пуль времен войны, и фундамент резервуара по-прежнему стоят и привлекают к себе любознательных людей. Рядом с башней есть еще две старинные каменные постройки. Вероятно, это казармы, в которых жил обслуживающий персонал водовода.

На самой станции Верево, стоят в качестве сараев два головных вагона старых электросекций См и Ср3 - предков современных электричек. Вагоны стоят даже не на рельсах, а просто на бетоне. А тележки См безобразно раскурочены - из них вырезали почти всю подвеску и надрессорную балку, из-за чего кузов лежит прямо на раме тележки.

Динамо. Усадьбу в Славянке основал Мартын Карлович Скавронский, унаследовавший после смерти родителей мызы Славянскую и Мозинскую с землями площадью 3896 десятин с 50 деревнями и 927 душами мужского пола. Эти мызы в своё время получил во владение отец основателя усадьбы Карл Самойлович Скавронский, брат императрицы Екатерины Первой, которая отписала ему в 1727 году подаренные ей в 1708 году Петром Первым имения. Тогда же императрица пожаловала брата графским достоинством с нисходящим потомством.

Усадьба Мартына Карловича в Славянке носила привычный для того времени утилитарный характер. Самым примечательным её сооружением была двухэтажная каменная двухпрестольная церковь св. имп. Екатерины и Рождества Пресвятой Богородицы. Построенная в 1748 году, в ту пору, когда уже изменилось архитектурное направление, она была отголоском рационалистической петровской эпохи. Выразительность строгому храму придавали только силуэты завершений: гранёный купол с фонариком на высоком барабане и острый шпиль колокольни — особая примета петербургской архитектуры. Поместье Мартына Карловича перешло по наследству его сыну Павлу. Тайный советник и гофмейстер Двора, он был полномочным министром в Неаполе и, по свидетельству Ф. Ф. Вигеля, «никакая земля ему не нравилась кроме Италии». Сам князь Г. А. Потёмкин пожелал выдать за него свою любимую племянницу, «ангела во плоти», Екатерину Васильевну Энгельгардт, что и было сделано. Впоследствии одна из дочерей Павла и Екатерины Скавронских, Мария, вышла замуж за графа Павла Петровича Палена и родила в 1803 году девочку, которую нарекли Юлией. Родители её разошлись, и девочку взяла на воспитание бабушка Екатерина Скавронская. К этому времени она похоронила своего первого супруга Павла и уже несколько лет была замужем за графом Юлием Помпеевичем Литтой.

Юлия Павловна Пален была последней из рода Скавронских по женской линии, в 1825 году она вышла замуж за графа Николая Александровича Самойлова. В подарок к свадьбе она получила от графа Литты значительную часть его состояния. Но брак с Самойловым, блестящим флигель-адъютантом, красавцем, богачом и кутилой, оказался несчастливым. Молодые люди решили расстаться, и Юлия Павловна жила то в Париже, то в Славянке. В 1829 году юная графиня стала одной из богатейших женщин столицы: после смерти своей бабушки она унаследовала всё её богатство. С этого момента Юлия Павловна взялась за переустройство усадьбы, которую она в скором времени прославила.

Решив создать в Славянке загородный летний дом, Самойлова в 1829 году обратилась к Александру Павловичу: «В качестве друга Вашего брата я решаюсь писать Вам и просить быть архитектором дачи, которую я собираюсь строить в своём имении, в Славянке, близ Петербурга. Мне дорого иметь архитектором того, кто носит имя Брюллова». Юлия Павловна не ошиблась в выборе. Александр Павлович спроектировал особняк, отмеченный новыми веяниями в русском зодчестве. План двухэтажного на подвалах строения Брюллов разработал с учётом комфорта, удобства и уюта. К центральному большому залу примыкали с главного входа бильярдная и столовая, с садовой стороны — гостиные, одна в китайском, другая в помпейском стиле. Через них можно было попасть во внутренние апартаменты хозяев усадьбы. Кабинеты, спальни, будуары, ванные комнаты тянулись анфиладой вдоль боковых фасадов. Помещения второго этажа занимали гости, воспитанницы, служащие.

Классицистические традиции прослеживались лишь в главном фасаде. Это сказалось в выделении центрального и боковых ризалитов, оформлении входа вынесенными от стены двухколонным ионическим портиком и пологими подъездными пандусами. Композиция садового фасада была более свободной. Пластичность и силуэтность придали особняку трёхгранные боковые эркеры с ротондами в завершении, открытая цветочная лоджия между ними, напоминающая аркады итальянских палаццо. Эркеры — излюбленный приём английской архитектуры, — вынесенные за линию стены, играли роль застеклённого балкона, наполняли комнаты светом и воздухом, вводили в интерьер окружающий ландшафт.

Строительство дачи, реконструкция служебных и хозяйственных заведений начались в 1831 году. Одновременно создавали английский пейзажный парк с сетью извилистых дорожек, куртинами и группами деревьев и кустарников, перемежающимися с открытыми полянами и цветниками. Парк органично сливался с большой остеклённой оранжереей, пристроенной к дому с северной стороны. В Верхнем придворцовом саду проложили дорогу, ставшую западной границей усадьбы. Единственному водоёму — выкопанному пруду — придали плавные очертания. Обширную территорию занял Нижний парк, спускавшийся по пологому склону от дома к зелёной пойме — старому руслу Славянки. В зелень парка гармонично вписался деревянный театр, выстроенный Брюлловым в русском стиле.

Усадьба приобрела облик роскошной загородной виллы. Пятнадцать лет она была любимым местом отдыха аристократической и художественной элиты. Балы, концерты, маскарады, театральные представления, соединённые с прелестями сельской жизни, сделали летний салон Юлии Павловны настоящей достопримечательностью столицы.

Недовольный изысканными, оживлёнными собраниями вблизи Царского Села Николай Первый пожелал, а это было равносильно приказу, купить имение, сто сорок лет принадлежавшее Скавронским. Вскоре сделка состоялась. После продажи своего родового гнезда Самойлова навсегда покинула Россию. А усадьба стала называться Царской Славянкой. Это произошло в 1847 году.

В документах Царскосельского Дворцового правления и Департамента уделов сохранились планы, подробные описи построек, сведения о ремонтах и благоустройстве территории. В 1867–1872 годах архитектор А. И. Резанов перестроил старую церковь, оформил фасады в стиле эклектики.

Все постройки: церковь, усадебный дом, кухонный корпус, хозяйственный двор, контора, дом причта, школа, большая и малые оранжереи, садовые сараи, сады и парки до 1917 года содержались в исключительном порядке.

В Советское время здесь располагался детский дом. Во время Великой Отечественной войны особняк был разрушен. До сих пор он не восстановлен. В заросшем парке историческая планировка ещё просматривается, уцелели и двухвековые деревья. Верхний сад с прудом сохранились полностью, Нижний значительно уменьшился из-за разросшегося прицерковного кладбища. Храм действует, отремонтирован, но без завершений — купола и колокольни. На месте служебного и хозяйственного дворов, теплично-оранжерейного участка, огородов, ягодника и фруктового сада выстроили корпуса фабрики спортивных изделий «Динамо». Это название постепенно распространилось и на усадьбу, и на посёлок.

Павловск. Село Павловское, полученное молодой четой великим князем Павлом Петровичем и великой княгиней Марией Федоровной от императрицы Екатерины II, должно было стать приютом тихой и размеренной семейной жизни. Екатерине II хотелось, чтобы заботы о семье, об устройстве собственного дома отвлекали великого князя от мыслей о политике и государстве. Постройки двух загородных домов, Паулюста и Мариенталя, окруженных скромными садиками, придали новой резиденции характер благородной и сентиментальной простоты. С первых шагов обустройства села Павловского его образ создается юной хозяйкой Марией Федоровной. Воспоминания об отроческих годах, проведенных на родине в Монбельяре и Этале, летней резиденции родителей, а также в садах Гогенхейма дяди Леопольда Вюртембергского, отразились в постройке первых пасторальных павильонов — Эрмитажа, Шарбоньера и Старого Шале. В Старом Шале обедали, а в Шарбоньере музицировали. Именно музицирование являлось одним из самых любимых занятий общества юных придворных дам и кавалеров. Из них постепенно формировался Малый двор.

Все работы по благоустройству парка, а затем и строительства дворца, развернувшиеся в Павловске под руководством Ч. Камерона, велись под скрупулезным надзором управляющего Карла Кюхельбекера выходца из Саксонии, вступившего в должность в 1780 году. Как рачительный и добропорядочный хозяин, он ведал всеми финансами, наймом рабочих, составлением договоров с подрядчиками.

В отсутствие владельцев 25 мая 1782 года произошла закладка фундамента Большого каменного дворца. С курьерами по маршруту следования великокняжеской четы присылались проекты, которые Великий князь или Великая княгиня должны были одобрить и подписать. Несмотря на такие трудности в начале строительства, стены дворца возводились довольно быстро, и к 1784 году дворец в целом был закончен, намечена планировка помещений и начата отделка комнат в первом этаже.

Сначала спектакли игрались в дворцовых залах, а с 1794 года появилось здание Театра, построенное вблизи дворца архитектором В. Бренной.

Когда Павловск с 1796 года стал императорской резиденцией Павла I, во дворце проходили большие приемы. Особой церемониальностью отличались орденские праздники Св. Иоанна Иерусалимского, которые отмечались 24 июня. Став магистром Мальтийского ордена в 1 798 году, император Павел I перенес проведение праздника в Павловск. Накануне съезжались все кавалеры и чины Ордена. Приемы кавалеров и чужестранных министров проходили в Кавалерском или Большом тронном залах. На Парадном поле за Этюпскими воротами зажигали девять костров. На следующий день с утра шло торжественное богослужение, затем император принимал поздравления в Тронном зале. Обед накрывался в Большом зале на сто семьдесят-сто восемьдесят кувертов, при этом в Картинной галерее играл оркестр и пел хор певчих Придворной капеллы, которой в 1790-е годы руководил А. Бортнянский. Каждое лето он со своими учениками проводил в Павловске, поэтому ни один праздник не обходился без певцов.

Еще в первые годы после возвращения из путешествия Мария Федоровна хотела устроить многое в своем Павловске так, как это было у императрицы Марии-Антуанетты в Трианоне. По берегам Славянки паслись овечки, а при павильоне Молочня содержались голландские коровы, подарок Екатерины II, и козы. В полдень на крыше Молочни раздавался звон колокола, зазывавший всех отведать свежего молока с хлебом. Несколько раз в неделю Мария Федоровна в сопровождении фрейлин, одетых пастушками, отправлялась доить коров, вымытых и вычищенных к приходу хозяйки. Став императрицей, Мария Федоровна построила на краю парка Ферму с большими пастбищами, где имелись скотный и птичий дворы. При Ферме архитектор А. Воронихи н спроектировал изящный деревянный павильон, где императрица устроила кабинет в бельведере. Именно здесь она вела свой дневник. С появлением Розового павильона вся территория вокруг превратилась в благоухающий розарий.

Чем бы ни увлекалась хозяйка Павловска, она во все вкладывала душу и талант. С первых шагов одним из главных ее дел была благотворительность. На собственные деньги она содержала госпиталь Св. Марии-Магдалины для двадцати четырех инвалидов Ее Императорского Величества. Здесь же были открыты приют для бедных рожениц и бесплатная школа для крестьянских детей, первая в России школа для глухонемых, которая преобразуется позднее в крупное учебное заведение, а также Школа практического земледелия. Все это говорило о широких интересах и образованности хозяйки Павловска.

В 1801-1828 годах Павловск оставался местом тихого уединения вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Она скончалась 24 октября 1828 года, и Павловский дворец перешел во владение младшему сыну Павла I и Марии Федоровны великому князю Михаилу Павловичу.

Детство Михаила Павловича прошло в Павловске. Позднее он часто бывал здесь со своей супругой Еленой Павловной, которую сам Жуковский учил русскому языку. Михаил Павлович был человеком сугубо военным. Шестнадцатилетним юношей участвовал в войне с Наполеоном, а в 1826-1828 годах -в турецкой кампании. Из крепости Варна он привез мраморные доски с турецкими надписями, которые сначала украсили Вольер, а затем были перенесены во дворец. Для Образцового кавалерийского полка по распоряжению Михаила Павловича в городе Павловске были построены казарма, манеж, конюшни, кузница и мастерские. Великий князь весьма заботился о благоустройстве города: раздавал пустыри под застройку в квартале, получившем название «Еленинский», распорядился о благоустройстве дорог. Исполняя волю покойной матери-императрицы, делал вклады в церковь Св. Марии-Магдалины и радел о госпитале для ветеранов-гвардейцев. При Великом князе появились еще два благотворительных учреждения: детский приют и Александровское учебное заведение, где получали начальное образование дети купцов и мешан.

Дворец и парк весьма оберегались Михаилом Павловичем. Он даже запрещал рубить старые больные деревья. В парке появилась лишь одна новая дорожка вдоль берега реки Славянки, названная Еленинской. Когда в 1832 году ему доложили, что здание домика «Крик»,»не принося никакой существенной пользы, может быть, по ветхости своей, совершенно уничтожено Великий князь написал на докладе: «Сколько можно его поддерживать, ибо одно из первых оснований Павловска». Однако средств на ремонтные работы не хватало, из-за чего были значительно уменьшены расходы на содержание садов, теплиц и оранжерей, а также упразднены должности гидравлических учеников по ремонту каскадов, водопровода и прудов.

Самым важным событием в истории Павловска времен Великого князя Михаила Павловича было проведение железной дороги в Павловск и строительство Музыкального вокзала — нечто вроде лондонского Воксхолла. Михаил Павлович дал разрешение на прокладку ветки железной дороги прямо в парк, в район Большой звезды. Для привлечения публики из Петербурга в Павловском вокзале стали давать концерты, которыми первоначально сопровождались обеды в Большом зале. Венский дирижер Иозеф Герман, который был приглашен для выступлений в вокзале, наряду с садовой музыкой начал исполнять серьезную музыку. Так впервые прозвучали «Вальс-фантазия» М. Глинки и «Болеро» А. Даргомыжского. Сердечные переживания Михаила Павловича, связанные со смертью любимых дочерей, подорвали его здоровье, и в 1849 году, на пятьдесят первом году жизни, он скончался, не оставив наследника по мужской линии, и, согласно завещанию императрицы Марии Федоровны, Павловск перешел во владение ко второму сыну Николая I — Великому князю Константину Николаевичу, который владел Павловском до 1892 года и многое сделал для его процветания.

Сердечные переживания Михаила Павловича, связанные со смертью любимых дочерей, подорвали его здоровье, и в 1849 году, на пятьдесят первом году жизни, он скончался, не оставив наследника по мужской линии, и, согласно завещанию императрицы Марии Федоровны, Павловск перешел во владение ко второму сыну Николая I — Великому князю Константину Николаевичу, который владел Павловском до 1892 года и многое сделал для его процветания.

Константин Николаевич уделял большое внимание сохранению дворца и парка. Многие парковые сооружения были заново отремонтированы, проделана большая работа по расчистке парка, сильно заросшего при Михаиле Павловиче, осуществлено много новых посадок, приведены в порядок дороги. Дворцовые оранжереи, прежде запушенные, ожили и обогатились редкими растениями и цветами. В живописных уголках парка для удобства гуляющих были поставлены скамейки и даже столики.

Константин Николаевич, возвращаясь из дальних походов в родной Павловск, жил с семьей не в Большом дворце, а в деревянном Константиновском, который когда-то был пожалован Великому князю Константину Павловичу. Прекрасная дворцовая библиотека, основанная императрицей Марией Федоровной, фамильный архив и собрание слепков и камней были приведены в образцовый порядок. А в 1872 году во дворце устроена Картинная галерея, где были собраны лучшие произведения живописи. Тогда же здесь организован Музей древних произведений искусства и академик А. Стефани издал его каталог.

После его кончины Павловск перешел во владение к его сыну Великому князю Константину Константиновичу, выделявшемуся в семье Романовых своими исключительными талантами.

У Константина Константиновича и его жены Елизаветы Маврикиевны было шестеро детей. В семье музицировали, рисовали, писали стихи. Талант отца был унаследован Олегом, который погиб в первую мировую войну. Смерть любимого сына подорвала здоровье Константина Константиновича, страдавшего астмой. Он умер в Павловске в своем кабинете 2 июня 1915 года и отпет в дворцовой церкви.

Хозяином дворца стал старший сын Константина Константиновича Иоанн Константинович, тоже человек военный. После Февральской революции 1917 года Временное правительство объявило царские дворцы народным достоянием, но серьезно национализацией не занималось. В Павловском дворце продолжали жить его владельцы — Иоанн Константинович с семьей, его братья, сестра Вера и тетка — вдовствующая греческая королева Ольга Константиновна. С целью сохранности ценностей Иоанн Константинович решил произвести опись дворцового имущества, для чего пригласил своего бывшего сотоварища и хранителя Музея Штиглица — Александра Половцева. Однако Октябрьская революция и победа большевиков прервали эту работу. Иоанн Константинович с семьей покинул Павловск, а в ноябре дворец покинула и Ольга Константиновна.

Пушкин. Едва ли можно назвать какой-нибудь другой пригород Санкт-Петербурга, который получил бы такое широкое отражение в художественной литературе и изобразительном искусстве, как бывшее Царское Село, ныне носящее имя великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Развивавшееся в течение двух веков как парадная летняя резиденция, Царское Село неразрывно связано с биографиями и творчеством нескольких поколений поэтов, писателей, деятелей русской культуры. Его не случайно называют «городом муз». В начале XVIII в. на высоком холме в 25 верстах от Петербурга, на том участке, который ныне занимает Екатерининский дворец и ближайшая к дворцу часть парка, существовала небольшая усадьба, которая пофински называлась Саари-мойс («Мыза на возвышенном месте»), а по-русски — Сарская мыза.

Она была сначала подарена А. Д. Меншикову, а затем «отписана» жене Петра I Екатерине Алексеевне. Вскоре мыза стала называться Сарским, а позднее Царским Селом. В 1717 г. здесь началось строительство дворца — «каменных палат о шестнадцати светлицах», завершенное в 1723 г. Перед дворцом был разбит сад, за ним устроены парники и оранжереи. Недалеко от дворца, на месте сгоревшей деревянной Благовещенской церкви в середине 1730-х гг. была построена каменная Знаменская церковь. По преданию, при ее закладке в 1734 г. присутствовала цесаревна Елизавета. Это старейшее сооружение дошло до наших дней. Строительство продолжалось и в царствование дочери Петра I Елизаветы Петровны, которая решила превратить Царское Село в парадную загородную резиденцию. В начале 1740-х гг. архитектор М. Земцов разработал проект нового большого дворца, который предполагалось построить на месте «каменных палат» Екатерины I.

Проектирование продолжил его помощник А. Квасов, а руководство работами с середины 1745 г. осуществлял С. Чевакинский, который развил замыслы Земцова и Квасова. В 1746 г. была заложена дворцовая церковь, которая сначала планировалась как отдельно стоящее сооружение. К осени того же года были закончены флигели-циркумференции — расположенные по дуге одноэтажные вспомогательные помещения с северо-западной стороны дворца. Старые каменные палаты, увенчанные новым карнизом и кровлей, увеличились по фасаду и в высоту. С этого времени палаты Екатерины I стали называться Средним домом. С 1748 г. все строительные работы возглавил Б. Ф. Растрелли, назначенный главным архитектором дворца. Он разработал свой план Большого Царскосельского дворца и парка и начал новую реконструкцию. Все части дворца, ранее соединявшиеся галереями-переходами, были объединены в целостный массив, Средний дом и боковые флигели надстроены третьим этажом, фасады дворца получили новую архитектурную обработку.

30 июля 1756 г. в Царском Селе состоялся торжественный прием, посвященный окончанию строительства Большого дворца. Дворец — уникальный памятник русского барокко — поражает грандиозностью замысла архитектора. Его фасад украшают колонны и пилястры, фигуры атлантов, картуши с гербами, причудливые маскароны, кружево балконных решеток. Здание окружено обширными парками, которые отражают высокий уровень садово-паркового искусства XVIII столетия. В результате победы в Северной войне и реформ петровского времени Россия вошла в число сильнейших держав Европы. Это было время бурного расцвета русской науки и искусства. Смысл творчества архитекторов, строителей, художников, создавших такие величественные памятники искусства, каким является ансамбль царскосельской резиденции, заключался не в том, чтобы прославить монархов, в красочных, полных жизнерадостности и праздничности архитектурных формах Царского Села звучала тема триумфа, величия и могущества России.

Непосредственно примыкает к дворцу наиболее старая часть Екатерининского парка, для которой характерна регулярная планировка. Такие парки еще называют французскими или регулярными. Перед дворцом раскинулись партеры, искусно спланированные газоны, которые вызывают ассоциации с узорными паркетами дворца. В парке стояли пышные раззолоченные павильоны и беседки. К северу и северо-западу от Большого дворца простирался обширный лесной массив, где обычно устраивались царские охоты — его так и называли Зверинец. В 40-е гг. XVIII в. ближайшая к дворцу часть Зверинца была превращена в регулярный сад, и этот лесной массив стал основой Александровского парка.

С восшествием на престол Екатерины II Царское Село стало любимой резиденцией императрицы и значительно выросло в период ее царствования. Были заново отделаны многие помещения Большого дворца, расширена территория парков. В них установили много памятников русской военной славы, построили новые парковые павильоны и огромный новый дворец — Александровский. Царская резиденция приобрела тот художественный облик, который в основном сохранился до нашего времени. С тех пор Большой Царскосельский дворец и парк стали называть Екатерининскими, а историки часто называют этот период развития Царского Села «золотым веком».

Рядом с Царским Селом возник новый уездный город София, который в начале XIX в. слился с Царским Селом, но до сих пор эту часть города Пушкина называют София. В 1811 г. открылся Царскосельский Императорский лицей, разместившийся в четырехэтажном флигеле Екатерининского дворца. Лицей находился в этом здании до конца 1843 г., после чего был переведен в Петербург и переименован в Александровский по имени Александра I, в царствование которого был основан. В настоящее время в этом здании размещается мемориальный музей «Лицей».

Как добраться

До точки старта мы ехали на электричке в 10:40 с Балтийского вокзала (направление на Гатчину-Балтийскую). Выходить нужно на станции Тайцы (прибывает в 11:15). Если вы не хотите торопиться, то можно поехать на предыдущей электричке, таким образом, у вас будет лишних полтора часа. В том направлении народу, как правило, мало даже в выходной день. Сесть и выйти из электрички можно без проблем на любой станции. Также можно доехать и своим ходом через Красное село, это актуально для жителей южных районов.

Если кто то устанет раньше времени, обратно в город можно поехать на электричке из Павловска или из Пушкина. Ходят они каждые 20-25 минут и до вокзала ехать столько же.

Поездка

Первая достопримечательность ждала нас уже через 500 метров от станции – это ДОТ времен Второй Мировой (т.2). Он в хорошем состоянии, видно, что местные за ним ухаживают. Только не понятно одно – как в него попадали люди? Дверей в нем не обнаружено…

2.JPG

т.2

Далее нас ждала усадьба Демидовых (т.3). Очень красивое здание, в не плохом состоянии, располагается в усадебном парке в окружении таких же старинных построек. Среди них стоит особо отметить готические ворота, яблоневый сад, небольшой мостик и солнечные часы.

3a.JPG

т.3

3a.JPG

т.3

3a.JPG

т.3

Обогнув усадебный парк с юга, мы направились к станции Верево (т.9). Хочу обратить внимание, что дорога между точками 3 и 7 очень плохая. Будьте готовы к худшему. А то что на карте обозначено как Володарский водопровод, огорожено забором и его придется обойти по тропинке справа по ходу движения.

На станции мы осмотрели старые железнодорожные вагоны, сейчас они используются как подсобные помещения, при том, что сохранились просто потрясающе для своего возраста (т.9)!

9a.JPG

т.9

9d.JPG

т.9

В точке 10, с лева по ходу движения, мы заметили какое то непонятное строение. Как позже выяснилось это башня Инка и бывшие казармы рядом с ней.

10a.JPG

т.10

10b.JPG

т.10

Теперь нас ожидало вкручивание сначала до Романовки (т.16), а потом по Н-96 до самого поселка Коммунар (т.30). Тут было не богато на достопримечательности: в точке 34 мы посмотрели местную плотину, а в точке 45 усадьбу Царская Славянка вместе с остатками парка и церковью.

От усадьбы было рукой подать до Павловска (т.52). В Павловске и Пушкине очень много всяких интересностей, и перечислять их не вижу смысла. Рекомендую, просто выделить на их осмотр как можно больше времени и просто неспешно покататься. За один раз все равно и половины увидеть не успеете : ) Особенно рекомендую посмотреть в Павловске Замок Бип (т.57) и Павловский парк. В Пушкине особого внимания заслуживают: Екатерининский и Александровский парки (т. 96), египетские ворота (т.100) и железнодорожный вокзал.

Далее наш путь лежал обратно в город. По маршруту (т.100-115) идет отличная дорога, местами даже с широкими тротуарами без пешеходов. Единственный минус в том, что движение там довольно оживленное и ехать стоит аккуратно.

Итог

Покатушка вышла насыщенная и увлекательная! Новички успешно освоились в нашем коллективе и получили море впечатлений. Мы узнали много нового о казалось бы уже известных местах и нашли совершенно неожиданные вещи, как например, Башню Инка.

Полезные ссылки

http://asr82.narod.ru/s/e090530.htm

http://ccr.ru/?id=7978

http://clubs.ya.ru/4611686018427430789/replies.xml?item_no=9550

http://www.pavlovsk-spb.ru/qpavlovskij-parkq.html

http://www.pavlovskmuseum.ru/museum/pavlovsk_history/

http://www.alexandria-guide.ru/info/tzar/history.html

twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru liveinternet.ru livejournal.ru google.com yandex.ru