Неинтересный пост
9
Интересный пост

Карта: http://maps.yandex.ru/-/CVfIQI~2

Трек для навигатора: http://www.gpsies.com/map.do?fileId=iwzygtrcgfbhrroq

Нитка маршрута: ст. Оредеж (0) – Борщево (7) – Надбелье (15) – Пристань (26) – Лютка (36) – Любище (41) – Туховежи (48) – Тесово-4 (63) - Почап (76) – ст. Оредеж (83)

Введение

Очень интересная и насыщенная поездка! Места глухие, дороги хорошие, людей и машин мало, множество интересностей по пути. Правда, маршрут пролегает далековато от Питера и туда еще надо добраться. По пути магазинов будет мало и о провизии стоит позаботиться в самом начале пути, если едете летом, обязательно возьмите побольше воды. Чтобы не тратить лишнее время на поиски интересностей, советую воспользоваться нашим треком для навинатора. Сложность покатушки 5 баллов из 10.

Поездка состоялась 18го августа 2013 года. Участвовало 3 человека: я, Женя и Коля. Погода была отличная: светило солнце, полный штиль, никаких грязей и пыли. Дорога 50% хороший асфальт и 50% хороший грейдер. Итоговая дистанция получилась 85 километров, которые мы проехали за 7 часов.

Как добраться

До поселка Оредеж мы ехали на машине, там у вокзала ее припарковали и в конце поездки вернулись к ней. Также туда можно доехать на электричке с Витебского вокзала, направление на Оредеж. Электрички туда ходят не часто и едут больше 2х часов. Садиться лучше на вокзале, так как в выходные дни там очень много народу, собственно по этому мы и решили ехать на машине. На ней по времени ехать около двух часов (если без заторов), но зато гораздо дешевле и с большим комфортом.

Обратно лучше ехать на предпоследней электричке в 18 часов, что бы последняя (в 20:30) была как запасной вариант.

Есть еще вариант ехать из Луги, там электрички ходят гораздо чаще, но от Луги до Оредежа дополнительно придется ехать 33 километра.

Поездка

Наш путь начался от станции Оредеж (точка 1 на яндекс-картах). Здесь много неплохих магазинов (т.2), в них лучше запастись провизией на весь путь. В дальнейшим, что бы попасть в магазин придется сворачивать с маршрута. Также около станции есть колонки и чистой водой, на финише можно будет немного освежиться перед электричкой.

Первая интересность, находится прямо напротив возкзала – заброшенные железнодорожные ангары и остатки поворотного треугольника. Они довольно быстро ветшают и разрушаются, так что вполне возможно, через несколько лет их будет уже не найти.

Старое депо в Оредеже

Если проехать вдоль железнодорожных путей немного назад, можно понаблюдать очень красивый вид на заливные луга, реку Оредеж и окрестные леса. Самый лчший обзор будет с железнодорожного моста, но будтье осторожны, там часто ходят поезда (т.14).

Вид на реку Оредеж

В паре километрах от Оредежа, есть деревня Борщово. Тут расположены знаменитые пещеры выкопанные в отложениях Юрского периуда (т.27). Найти их довольно легко, достаточно просто идти по тропинке вдоль берега. Раньше в этих пещерах добывали кварцевый песок. Постепенно они обсыпаются и их площадь сокращается.

Пещеры в Борщово

После деревни Бутково, в точке 37, от основной дороги будет небольшой отворот влево. Этот отворот раньше был основной дорогой и вел мимо усадьбы Надбелье. Со временем построили более короткий объезд и дорога забросилась. Если по ней ехать, вдоль нее хорошо заменты остатки усадебной аллеи. А в точке 38, справа будет небольшой курган который называется «Сопка Капище». Это интересный археологический памятник - раннесредневековая сопка довольно сложной конструкции. Сама сопка раскопана до основания и в данный момент с дороги наблюдается как два крутых холма (центр сопки вырыт, грунт выброшен на восточную сторону). Западная часть памятника представляет собой площадку обрамленную двумя валами начинающимися от сопки и плавно сходящими на уровень площадки в западной части памятника, сама площадка приподнята примерно на 0,5-0,8м. над уровнем поля и ограничена небольшим ровиком, на площадке имеется скопление валунов. Высота сохранившейся части памятника около 3м., вероятно изначальная высота сопки была в пределах 5-6м. По информации из архивов спецслужб бывшего СССР сопка была раскопана работниками немецкого института "Аненербе" в годы оккупации. данное заведение почему-то активно действовало в поисках "наследия предков" именно в Полужье, в т.ч. раскапывая курганы возле Череменецкого озера. Возможно в огромной сопке у деревни Надбелье, норманисты из "Аненербе" предполагали отыскать могилу Рюрика.

Старая усадебная аллея

И вот дорожка привела нас в ту самую усадьбу Надбелье (т.41). Усадьба изобилует (полу)сохранившимися постройками, которые ещё недавно использовались: в их числе господский дом, каретный сарай и водонапорная башня, и поныне организующие пространство вроде некоей площади, поросшей по краям гигантским борщевиком. Усадьба Надбелье являлось родовым гнездом для Вындомских. Бегичевых. Дашковых. При Дашковых в 1870-ые годы были построены дошедшие до наших дней называемый в литературе “большой усадебный дом”, водонапорная башня и часть хозяйственных построек. Среди сохранившихся элементов “большого усадебного дома” особого внимания заслуживает козырек с узором. Усадьба Надбелье представляет cобой неплохо сохранившуюся усадьбу конца 19 века. Сравнительная удаленность от городов делает усадьбу романтическим уголком, где можно почувствовать дух русского дворянского гнезда и сегодня. В точке 44 можно найти усадебную систему прудов и мельницу, правда, сильно разрушенную.

Усадебное здание

Водонапорная башня

Развалины мельницы

Дальше нам предстояло немного повкручивать до точки 59. По пути мы проезжали деревню Ям-Тесово, если кому-то будет нужно, в ней есть магазины. В токе 59 находится деревня Пристань, здесь мы спустили к берегу Оредежа и устроили небольшой привал. Если ехать по главной (и единственной) улочке этой деревни, то слева один за другим, попадется два холма. Это курганы викингов 8-9 веков. За тесячу лет они сильно оплыли, но зато до них еще не добрались археологи (т.60).

Курганы в деревне Пристань

Через 4 километра мы подъехали к Церкви Святого Климента папы римского (т.68), построена в 1827 году в стиле классицизма. В хорошую погоду, купол церкви виден за много километров, хоть позолоты на нем уже давно не осталось. После революции храм был закрыт. Колокольня разобрана. В 1942г. немцы разрешили проводить богослужения в храме. Но после войны храм был закрыт коммуняками и в нем стали хранить сельхоз удобрения. Возможно, в результате последнего, в церкви до сих пор стоит сильный едкий запах. Подземный ход, выводивший к реке осыпался.

Церковь Святого Климента

В точке 70 асфальт закончился и начался грейдер. Вскоре у обочины дороги нам попалась небольшая часовенка (т. 73), а чуть дальше необычное здание в сталинском стиле (т.74). Еще через 3 километра мы приехали в усадьбу Лютка (т.86). Лютка — самая восточная усадьба Лужского района. Она связана с именем Федора Ипполитовича Щербатского, известного востоковеда и индолога, одного из первых советских академиков. Усадьба представляет собой расположенный на холме трехэтажный каменный дом, окруженный регулярными посадками лип, дубов, ясеней, кленов и вязов. Подножие усадьбы сформировано естественной водной системой, усложненной системой искусственных дренажных каналов. При коммуняках усадьба была перестроена под школу, но легко можно различить ее исходный облик.

Заброшенная часовенка у дороги

Интересное здание

Старинная ива на пути к усадьбе

Усадьба Лютка

Буквально через пару километров, в деревне Клюкошицы находится церковь Флора и Лавра, построенная в 1872 году. В 1939 году закрыта, во время войны открыта и с тех пор не закрывалась (т.91). Через деревни Донец и Волоскоко (т.97-102) мы вернулись на наш грейдер и двинулись дальше.

Церковь Флора и Лавра

Старинные хозяйственные постройки

Следующие 10 километров прошли без приключений. Вскоре мы въехали в деревню Туховежи (т.115). Эта деревня знаменита не какими-то достопримечательностями, а тем что в 1942 году здесь сдался в плен командир Второй Ударной армии генерал Власов. За Тухавежами находится деревня Вольные Кусони (т.121). При подъезде к этой деревне у обочины дороги стоит маленькая, обветшавшая и покосившаяся часовенка. Даже не понятно в честь какого святого она построена, но видно что она действующая. При этом всегда открыта. В качестве крыльца используется старинный мельничный жернов.

Туховежи

Часовня в деревни Вольные Кусони

В точке 123 нам попалась малоприметная дорожка, на указателе написано, что она ведет к деревне Велегощи. Но если по ней поехать дальше, то через 30 километров вы окажетесь в Новгороде.

Вскоре после развилки, слева от дороги, возвышаются величественные руины церкви Рождества Иоанна Предтечи, 1552 года постройки (т.126). Это одна из старейших церквей в нашем регионе. Основанная в 1552 г. по приказу Ивана Грозного. Место ее нахождения - урочище Каменные Поляны. Когда-то здесь была одноимённая деревня. Но сейчас лишь развалины каких-то коровников, и торчащая рядом с церковью водонапорная башня. К сожалению, время не пощадило этот, видимо когда-то очень красивый храм. Храм за историю своего существования не раз достраивался и перестраивался: в 1646 придел Иоанна Новгородского; в 1718 каменным придел Св. Духа и деревянный свт. Климента Римского (сгорел в 1827); в 1832 придел свт. Митрофана Воронежского в крипте. Церковь была закрыта советской властью в 1939, но действовала во время войны в 1942-45. Храм был разрушена в великую Отечественную вместе с деревней, так и брошен, и продолжает разваливаться невзирая на попытки восстановления (следы видны, но теряются). Храм новгородского типа, с огромной сводчатой криптой. Колокольня моложе века на три, тоже сильно разрушена. Вокруг церкви полузаброшенное кладбище.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи

Впечатленные старинной церковью мы продолжили наш путь. Проехав несколько деревень и не встретив ничего интересного, мы оказались в поселке Тесово-4 (т.150). Здесь есть парочка магазинов, несколько интересных жилых домов, автобусная остановка с памятником Ленину и небольшая узкоколейная железная дорога. Тут снова началась хорошая асфальтовая дорога.

Тесово-4

Для очередного привала, мы остановились в точке 167, на берегу озера Белое. Место очень красивое и тихое. Местные деревеньщины ловят в нем рыбу и даже раков!

В деревне Почап (т.183) мы рассчитывали найти одноименную усадьбу. Но кроме пары сомнительных строений найти почти ничего не удалось. Сохранился каменный хозблок, прудик, крест в память о стоявшей здесь церквушке. Обломки барского дома отыскать не просто, а местные жители, как обычно, в глубоком неведении об этой бывшей достопримечательности. На дороге, за деревьями, пробившись сквозь кущи борщевика, можно найти глыбы фундамента и обугленные брёвна. С XVIII в. здесь хозяйствует семья Рыкачёвых, пока в 1836 г. усадьба не была продана ген.-майору Лазаревичу, который поставил деревянный в один ярус дом с мезонином, переустроил парк, вырыл пруд. Вскоре Лазаревичи перебрались в соседние Васильковичи, и затем Почапом владели Пётр фон Галлер (с 1857), Стебницкая (с 1869). В советскую эпоху в стенах дома некоторое время действовала школа, пока в смутное время 1990-х всё не сгорело.

Впереди нас ждала финишная прямая (т.185-193), преодолев три километра за 5 минут мы немного перекусили у машины и отправились в город. Для тех кто будет возврщаться на электричке, советую приезжать минут за 20-25до отправления, что бы успеть купить билет, расположить велики, сходить в магазин и привести себя в порядок.

Итог

Покатушка получилась даже слишком насышенная. Очень много всего и очень мало времени. В принципе, можно ехать и на два дня, если немного удлинить маршрут. Но мы все-равно остались очень довольны впечатлениями. По пути нам попадлось очень много аистов, бобриных плотин и прочих следов дикой природы, для нас как для городских жителей это была такая экзотика!

Полезные ссылки

http://sobory.ru/article/?object=09238

twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru liveinternet.ru livejournal.ru google.com yandex.ru